Главная » Путешествия » Затерянная в горах

Затерянная в горах

Сковороды Все права защищены. Купить посуду оптом (Киев, Украина). Интернет магазин посуды "Europosud" - у нас только правильная посуда.

MIN лошади на высокогорном пастбище_cr_resize

Если бы всего несколько лет назад кто-нибудь сказал мне, что я окончательно и бесповоротно влюблюсь в маленькую азиатскую страну, входившую в состав канувшего в лету Советского Союза, влюблюсь настолько, что в течение года приеду сюда четыре раза, я бы сделала известный жест у виска и сказала «Да бросьте, господа!». Тем не менее, это так: Киргизия прочно вошла в список одной из самых красивых стран, где мне довелось побывать.

Местные очень любят рассказывать легенду о возникновении Кыргызстана. Согласно ей, Бог создавал Землю за неделю и в течение этой недели раздавал народам наделы. Киргиз всю эту неделю проспал, а на восьмой день явился к Господу просить свою долю. Бог пожалел нерадивого киргиза и подарил ему уголок рая, но с одним условием – чтобы тот хранил его в первозданном виде.
Киргизы послушно выполняют завет и по сей день – в стране отсутствует какая либо крупная и вредная промышленность (есть добыча золота, есть нефть, уголь, но все это разрабатывается иностранцами либо в контрабандных условиях). После распада СССР были заброшены многие грандиозные проекты, а посему воздух чист и свеж «как поцелуй ребенка». Более 90% территории Киргизии расположено на высоте 1500 метров над уровнем моря, а четверть всей страны занимают горные хребты Памира и Тянь-Шаня. Кыргызстан – рай для альпинистов, ведь здесь расположены три знаменитых «семитысячника» – пик Хан-Тенгри, или Повелитель Неба (7010 м), пик Победы (7439 м) и пик Ленина (7134 м).
Попасть в Киргизию достаточно просто: рейс Екатеринбург-Бишкек совершает полеты два раза в неделю. Однако мы не ищем легких путей, и со всеми своими группами (я работаю сопровождающим иностранных туристических групп) мы пересекали одну из сложнейших границ в регионе Торугарт, считающуюся частью Великого Шелкового пути. Само путешествие начинается в китайском городе Кашгар, где в 9 утра нас ждет прекрасный скрипучий автобус с водителем и гидом. Обгоняя нагруженные повозки с ослами, зачастую по встречке, уже через час мы прибываем на паспортный контроль. К автобусу тут же подлетают лихие обменщики валюты, блажа на все лады «Change!» и «Меняю по очень хороший курс!». Не без труда преодолев их кордоны, группа втаскивает свои рюкзаки в рудиментарный домик. Я не первый раз прохожу эту границу и всегда веселюсь, когда китайцы долго проверяют по своим каналам, почему этой наглой русской не нужна виза в Киргизию. С серьезным видом ставя штамп, китаец говорит «Удачи» на ломаном русском. Но и это еще не все – здесь начинается знаменитый перевал Торугарт, военная граница Китая с Киргизией. Сто десять километров, иногда с поистине черепашьей скоростью ввиду ремонта и плохих дорог в целом мы едем до следующей проверки. Наш водитель, попивая зеленый чай из неимоверно грязной чеплаги, устраивает гонку-преследование с двумя автобусами, заполненными испанскими альпинистами, но уже через два часа мы останавливаемся перед неумолимой китайской реальностью. По обеим полосам дороги ходит пара катков. Скоро тут будет пробка. Наш гид идет узнать, что произошло и огорошивает новостью – ждать придется часа три, пока не высохнет асфальт. Три часа грозят нам закрытием киргизской границы, поэтому я включаю американскую улыбку, вычисляю шефа ремонтной бригады, беру с собой Ахмеда (гида) как переводчика и рассказываю историю о «старом и больном австралийском туристе, который не вытерпит столько часов ожидания на высоте 3500 метров, и его плохое состояние будет под вашей ответственностью, досточтимый мистер Гоу». В Азии, как и на Кавказе, такой метод действует хорошо, поэтому через полчаса мы продолжаем движение. Еще через каких-то два часа мы машем вслед огромной веренице самосвалов, едущих из Киргизии и груженых цветметом, какими-то рельсами и, почему-то, холодильниками «Бирюса». На киргизской границе нас ждут местный гид и русский водитель немецкого автобуса Sprinter Саша. В течение следующих семи дней они будут показывать нам самые живописные уголки этой затерянной в горах страны.
В отличие от китайской, киргизскую границу мы преодолеваем быстро: штамп в паспорте и «Добро пожаловать», или «Кош килиниздер», кому как нравится – официальных языков в стране два.
Наша первая ночь в Кыргызстане проходит в юрточном лагере в местечке Таш-Рабат (50 км от границы с Китаем). Все мои увещевания к туристам о вреде алкоголя в горах (лагерь разбит на высоте 3700 м) тонут под влиянием Саши, который откупоривает бутылку «Русского размаха» и предлагает первый тост «за знакомство». На ужин подают лагман (сделанную своими руками лапшу с мясом и овощами), свежеиспеченный нан (плоский хлеб) и чай со сладостями.
На следующее утро возле нашего «отеля Хайат» толпятся бараны и козы: они жмутся к теплым стенам юрт, потому что идет снег. Я дотошно объясняю иностранцам, как пользоваться рукомойником, мы завтракаем и выдвигаемся на прогулку к караван-сараю – постоялому двору на Шелковом Пути – Таш Рабат. Киргизия чрезвычайно богата природными ресурсами, невероятными пейзажами, но кочевой образ жизни местного населения на протяжении многих веков не позволял киргизам создавать монументальных архитектурных сооружений. За этим едут в Узбекистан или, скажем, Иран. Но все же есть два памятника архитектуры, о которых киргизы могут говорить часами, – это Таш-Рабат и башня Бурана под Бишкеком. Ученые, а вслед за ними и гиды часто путаются относительно того, когда было построено это сооружение (я слышала три разные цифры). Ясно одно – много веков назад это место служило пристанищем для усталых купцов, странствующих с товарами по Великому Шелковому Пути. Внутри караван-сарая холодно и темно. Гид с увлечением рассказывает о существовании древнего тоннеля, служившего для бегства из средневекового отеля в случае нападения непрошеных гостей. Так начинается наше знакомство с историей этой страны.
Мы снова загружаемся в «Спринтер» и готовимся к марш-броску на 280 км – через горные перевалы к озеру Сон-Куль. Сон-Куль уступает Иссык-Кулю по величине и популярности, зато расположен на высоте 3000 метров над уровнем моря, тогда как Иссык-Куль находится только на 1600.
За пределами долины Таш-Рабат то и дело встречаются китайские грузовики, рабочие на обочине и катки, знакомые по предыдущему дню. Водитель объясняет: «Местным арматуровичам (Сашин сленг, «арматурович» – киргиз) такую дорогу не сделать, дешевле нанять китайцев.
У них и свой завод по производству асфальта безотходный здесь же на месте, и работают они быстро. За два года они построят настоящий автобан. До Бишкека можно будет с ветерком за 5-6 часов доехать». (К слову, сейчас дорога Таш Рабат – Бишкек протяженностью 700 км занимает около 13 часов).
Через несколько часов мы останавливаемся на обед в «городе-герое» Нарыне. Значение слова «Нарын» – редкий пример существования монгольского юмора – «солнечный». По «солнечному» городу лениво гуляют индюки, повсюду развешаны призывы «За сильный и свободный Кыргызстан», а женщина за стойкой из-под холодильного оборудования сонно принимает платежи за телефон, что в народе зовется «загрузкой единиц». Среди русских, родившихся здесь, в Киргизии, бытует такая шутка – если киргиз перестает понимать русского или делает вид, это называется «кончились единицы».
Наскоро пообедав, мы выходим к машине и видим троицу, стоящую у нашего Sprinter’a. Поглаживая автобус по бокам, нарынские автолюбители приговаривают «Джакшы машина, джакшы». Так в моем лексиконе появляется новое слово, услышав которое, местные улыбаются всеми золотыми коронками: «джакшы» – это «хорошо».
Мы ползем в горы нереальной красоты по перевалу, именуемому «33 попугая». Шуточное название подразумевает за собой такое же количество серпантинов – ехать через этот перевал согласится не каждый водитель. На высоте 3470 метров фотостоп и возможность поиграть в снежки. Некоторые
австралийцы в моей группе впервые видят снег – забавно наблюдать, как неуклюже они ступают по его скользкой поверхности.
Горные перевалы Киргизии страшны не высотой (хотя из тридцати доступных для движения транспорта перевалов только четыре проходят ниже отметки в 3000 м, наиболее же высокий – перевал Кызыл Арт – расположен на высоте 4280 м), а непредсказуемостью погоды. В этом мы убедились на собственной шкуре. Через несколько часов нас настигла буря: дождь вперемежку со снегом, порывы ветра качают «Спринтер», дороги в мгновение ока развозит от слякоти. Осторожно прижавшись к скале, Саша надевает на колеса цепи. Спустя полчаса под аплодисменты нашей группы Саша и его верный «Мерседес» покоряют последнюю высоту. По ту сторону перевала нас уже ждет горячий плов и чай с абрикосовым вареньем в неизменном юрточном лагере. Где-то неподалеку плещется Сон-Куль, а на Киргизию опускается ночь. Все самое интересное у нас еще впереди.

(окончание – в следующем номере).

Фото автора.

  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • min

    Долго будет карелия сниться

    Что можно рассказать о Карелии? Это страна сказок! И при желании путь к ней можно проложить через столь же сказочные места. Один из вариантов маршрута ...
  • island-min

    Остров земного рая

    Обследовав окрестности Георгеуполиса, мы решили изучить остальную часть Крита на взятом в прокатной конторе внедорожнике Suzuki. Идея объехать Крит на машине пришла к нам еще ...
  • min

    Остров земного рая

    Крит называют островом легенд – в истории этого места оставили свой след все великие цивилизации Средиземноморья. Здесь с трудом ощущается ход времени: распорядок жизни на ...
  • Удивляй, Дубай!

    Пять часов полета, и внизу показались первые огни. Под нами – тысячи светящихся точек. Сложно представить, что еще в начале двадцатого века это был обычный ...
  • IMG_4274_resize

    Затерянная в горах

    Окончание. Начало – в №1,2011. На следующее утро я выхожу из юрты и не могу поверить своим глазам: небо, еще вчера затянутое черными тучами, совершенно ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.