Главная » Ретро » Между зисом и «победой»

Между зисом и «победой»

Шестьдесят лет назад, в октябре 1950 года, Горьковский автомобильный завод освоил выпуск первой представительской модели. Автомобиль большого класса ЗИМ занял пустующую нишу между правительственным лимузином ЗИС­110 и массовым седаном ГАЗ­М20.

ПРИЦЕЛЬНОЕ ПОПАДАНИЕ
Товарищ Сталин не был специалистом в автомобилестроении. Достаточно было того, что он разбирался в делах партии, а с партией тогда было связано все. Как ни странно, в первое послевоенное десятилетие в нашей стране были разработаны отличные автомобили, а «основная линия» в этой отрасли, диктуемая лично вождем, в целом оказалась верной.
Во второй половине 40-х годов советское автомобилестроение являло собой любопытную картину. Изнуренный продолжительной войной Советский Союз уже в июле 1945 года представил совершенно новую модель правительственного лимузина ЗИС-110.
В это же самое время в Горьком работали над моделью легковушки, призванной заменить «эмку». Автомобиль, получивший говорящее название «Победа», был готов к 1946 году. Примененные в «Победе» технические решения, такие как кузов понтонного типа, являлись передовыми даже по мировым меркам.
Разнесенные по разным полюсам государственный ЗИС и массовая «Победа» не могли полностью удовлетворить спрос на легковые машины, поскольку между ними образовалась хорошо заметная «дырка». Аппарат партии насчитывал тысячи функционеров, которые «переросли» «Победу», однако «не доросли» до ЗИСа. Деятели помельче все же ездили на М20, партийцы поудачливей пользовались трофейными автомобилями. Последнее обстоятельство больше всего раздражало вождя: без зазрения совести государственные мужи передвигались на «хорьхах» и «мерседесах» – технике разгромленного с таким трудом врага. Однако собственной альтернативы на тот момент не было.
В мае 1948 года ГАЗ получил техническое задание на модель, которая должна была занять место между ЗИСом и «Победой». Черпать опыт предстояло в процессе, поскольку в тогдашней классификации легковых автомобилей подобных машин не было. Зато срок на разработку и подготовку к серии отводился предельно жесткий: 29 месяцев и ни днем больше.
Привыкший работать в режиме постоянного аврала Андрей Александрович Липгарт (главный конструктор большинства довоенных и послевоенных моделей ГАЗ), казалось, должен был опустить руки. Выпуск новой машины зависел, прежде всего, от наличия подходящего двигателя. Его не было. Единственный возможный силовой агрегат ГАЗ-51 от одноименного грузовика не годился для установки в седан снаряженной массой около двух тонн. Но Липгарт не был бы самим собой, если бы не нашел гениальное решение – сделать несущим элементом конструкции не раму, а кузов. Выигрыш в массе в этом случае составил бы не меньше двух центнеров. Это означало, что при небольшой форсировке имевшийся в наличии мотор ГАЗ-51 встал бы под капот ЗИМа как родной.
Разумеется, автомобили с несущими кузовами были в ту пору как в Америке (на протяжении десятилетий служившей ориентиром для советского автомобилестроения), так и в Европе. Однако почти все они являлись небольшими (до 4,5 м длиной) седанами или купе. Липгарту удалось построить шестиоконный седан длиной 5530 мм.
Стилистически ЗИМ перекликался с Cadillac 61 1948-го модельного года. Заимствование идей у заокеанской державы ту пору не каралось, а поощрялось. Достаточно сказать, что в качестве прототипа Липгарту был предложен Buick 47. Впрочем, до прямого копирования дело не доходило никогда. «Кадиллак» отличался даже типом кузова: это был рамный четырехоконный седан с двумя рядами сидений. В ЗИМе было три ряда.
Первые образцы были готовы осенью 1949 года. 15 февраля 1950-го машину осмотрел Сталин. Обычно скупой на похвалы генсек дал автомобилю положительную оценку. Серийный выпуск горьковского флагмана начался 13 октября 1950 года. С момента начала работ над машиной прошло ровно 29 месяцев.
Интересный факт: в романе Александра Солженицына «В круге первом», основанном на реальных событиях, едва ли не единственная фактическая ошибка связана именно с ГАЗ-12. По сюжету романа, генерал-майор Фома Осколупов приезжает на этой машине в подведомственный ему закрытый институт: «…В сумерках черный долгий «ЗИМ», проехав распахнутые для него ворота вахты, еще наддал на асфальтовых извивах марфинского двора, очищенных широкой лопатой Спиридона и оттаявших дочерна, обогнул стоящую у дома яконовскую «Победу» и с разлету, как вкопанный, остановился у парадных каменных всходов». Как видим, «табель о рангах» полностью соблюдена: полковник Яконов довольствуется «Победой», генерала возит ЗИМ. И все бы ничего, но действие романа происходит в декабре 1949 года – за два месяца до того, как машину увидел Сталин и за десять месяцев до того, как ЗИМ попал на сборочный конвейер. Художественная неточность попала и в экранизацию романа. Впрочем, ни книга, ни картина от этого хуже не стали.

«АВТОМАТ» ПО­СОВЕТСКИ
Несущий кузов был не единственной особенностью ЗИМа. Не менее удивительной в то время казалась и трансмиссия машины, в которой впервые в СССР была применена гидромуфта.
С технической точки зрения, коробка передач с гидромуфтой была чем-то средним между обычной механической КП и полноценным «автоматом». В трансмиссии ГАЗ-12 гидромуфта помогала передаче крутящего момента от двигателя к ведущему диску сцепления. Троганье получалось исключительно плавным, а необходимость в частом переключении отпадала. Механическая трехступенчатая коробка передач ЗИМа действительно была похожа на «автомат»: начинать движение можно было со второй передачи, а при 80 км/ч водитель уже включал третью, прямую. Первая передача нужна была для того, чтобы трогаться в горку или в условиях гололеда. Случались и курьезы: поставленный на передачу автомобиль мог самостоятельно поехать, поскольку между колесиками гидромуфты всегда оставался зазор. Для того, чтобы не бегать за машиной, шофер должен был следить за исправностью стояночного тормоза.
Остальные узлы и агрегаты ЗИМа откровением не являлись. Правда, помимо кузова и трансмиссии, внимания заслуживал салон. Необычайно удобный диван был обит велюровым сукном: кожа в то время считалась ширпотребом. Покрутив ручку шестилампового приемника Муромского радиозавода, можно было «поймать» Георга Отса или Клавдию Шульженко. Само собой, имелись также часы с недельным заводом, три прикуривателя, пепельницы. На стойке, разделявшей половинки лобового стекла, была прикреплена специальная капсула. В нее можно было налить «Красной Москвы» – нагреваясь от «печки», пластмассовый флакончик издавал приятный аромат.

ЗИГЗАГ ИСТОРИИ
Любопытный факт в жизни машины случился в 1957 году: ЗИМ внезапно лишился… имени. Служившая названием аббревиатура расшифровывалась как «Завод имени Молотова». Когда министр иностранных дел СССР попал в опалу, заводу вернули прежнее имя. ЗИМы последних трех лет выпуска легко распознать по наружным эмблемам с надписью «ГАЗ-12».
В середине 50-х ЗИМ появился в свободной продаже по цене в 40 тысяч рублей. Зарплата учительницы составляла 110 рублей, водителя – 200. Хотя почувствовать себя секретарем обкома можно было почти задаром: в конце 50-х автомобили ГАЗ-12 использовались в крупных городах в качестве маршрутных такси. Еще одна версия машины, ГАЗ-12Б, удовольствия от поездки не сулила, так как являлась каретой «скорой помощи» на базе ЗИМа.
Впрочем, для большинства советских граждан «большая черная машина» навсегда осталась недосягаемым символом партийной вседозволенности. Тогда-то и родилась печальная шутка: «Вот по дороге едет ЗИМ, и им я буду задавим».
ГАЗ­12 ЗИМ (1950­1959)

Количество выпущенных, шт.: 21 527

…Эмблема Горьковского автозавода с изображением бегущего оленя впервые появилась на ЗИМе;
…За разработку ГАЗ-12 А.А.Липгарт в пятый раз стал лауреатом Сталинской премии;
…Предсерийные машины успешно преодолели испытательный пробег протяженностью в 21 000 км. Маршрут проходил по южным республикам СССР при 37-градусной жаре;
…Ухищрения чиновников, стремившихся заполучить ЗИМ в служебное пользование, в 1952 году высмеял в едком фельетоне журнал «Крокодил».

Фото Алексея Сумика.

ремонт раздатки на porsche cayenne;лидер групп спб официальный сайт

Максим Найденко Комментариев нет. Ретро
  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • мин

    Господин канцлер

    Спустя шесть лет после окончания Второй мировой войны компания Mercedes-Benz вновь оказалась на Олимпе немецкого автомобилестроения. Восстановлению прежнего реноме фирмы поспособствовал Mercedes 300 – роскошный ...
  • мин

    Царь горы

    Куда попадают автомобили после смерти? Оговорюсь: речь идет не о «физическом теле» конкретного экземпляра, а о моделях машин в целом. Каждая из них – плод ...
  • Восток – запад

    Красивая легенда гласит, что эта модель BMW была придумана в СССР, а немецкой разведке лишь посчастливилось заполучить на нее техническую документацию. В каждой сказке есть ...
  • Заслуженный «труженик»

    Грузовикам и вездеходам Горьковского автозавода не присваивали красивых имен, подобно легковым «Победе», «Волге» или «Чайке». Лишь одна из моделей, призванных сражаться за светлое коммунистическое будущее, ...
  • Великая, как река

    Нынешний год богат на юбилеи, связанные с отечественной автомобильной историей. Всего три номера назад мы отмечали 40-летний юбилей ВАЗ-2101, и вот – очередная «круглая» дата: ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.