Главная » Путешествия » «Матизка» ­путешественница или большие приключения маленького авто

«Матизка» ­путешественница или большие приключения маленького авто

«Вы с ума сошли», – твердили все знакомые, когда узнали, что мы собираемся в путешествие на юг на «Матизе». «Берите наш Туссан», – настаивали родители. Но решение ехать на своей машине было твердым и бесповоротным.

ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ДО…
Долгожданный отпуск чуть не сорвался из-за досадного ДТП: пожилой водитель ВАЗ-2115, перестраиваясь, не заметил наш «Матиз» и поцарапал ему правый бок. Из повреждений – обе двери, молдинги, крыло с накладкой и задний бампер. Больше всего было жаль время и нервы, потраченные на ожидание ГИБДД, разборы и оформление всех необходимых документов.
На семейном совете решили – нанесенные повреждения поездке не помеха. Подготовка к путешествию, конечным пунктом которого должна была стать Абхазия, продолжилась: читая форумы, мы детально прорабатывали маршрут. Вечером 30 июля запланировали выехать в сторону Кургана, чтобы переночевать у родственников в Юргамышском районе. Расчет был на то, чтобы двинуться в путь как можно раньше и до обеда миновать Уральские горы. Ехать решили через Уфу-Самару-Саратов-Волгоград, далее – на Элисту и Армавир (там мы могли совместить полезное с приятным, а именно: ночлег и встречу с друзьями детства). Затем по плану были Майкоп-Туапсе-Адлер, граница в Веселом и, наконец, цель путешествия – абхазская Пицунда. Автомобиль предусмотрительно загнали на станцию: поменяли расходники, заправили кондиционер и с диагнозом «здоров» продолжили сборы.
Для того чтобы увеличить багажное пространство «Матиза», пришлось снять полку. Мы старались по максимуму использовать каждый сантиметр салона. Огнетушитель, аптечку, трос, знак аварийной остановки, компрессор удалось разместить под передними сиденьями; атлас дорог и предметы личной гигиены – в карманах кресел. С этими и другими ухищрениями «Матиз» без труда взял на борт троих взрослых и ребенка, с багажом, рассчитанным на пребывание вдали от дома в течение 20 дней плюс массу полезных вещей – сумку-холодильник, плед, подушку, посуду, термос и продукты питания. При этом в багажнике даже осталось место, которое мы с толком использовали на обратном пути. Но об этом чуть позже.
Из гаджетов на борту были установлены GPS-навигатор Neoline V7, видеорегистраторы Neoline DVR 2000 и VD 3000, радар-детектор и нетбук (для того, чтобы не скучали пассажиры и было куда сливать записанную видеорегистраторами информацию). Все это подключалось к прикуривателю через тройник. Забегая вперед, отмечу, что все приборы сослужили хорошую службу и очень пригодились в дороге.

READY! STEADY! GO!
30 июля в 18:30 мы уже выезжали из Тюмени. На одометре 51 801 км, за бортом +30, а на душе праздник – скоро мы увидим море! Дорога до Юргамыша нам давно известна и накатана, поэтому преодолели ее играючи и в 21:00 уже ужинали в кругу семьи. 31 июля в 3:45 стартовали. Наша задача была пройти в первый день как можно больше, чтобы на следующие сутки заночевать в Армавире, поэтому ехали практически без остановок: кушали в машине, заправлялись примерно через 400 км. На заправках же менялся и водитель, благо у всех троих – водительские удостоверения. При этом договорились ПДД не нарушать – за сплошную не заезжать, держать скорость не выше 99 км/ч. Заднее сиденье для отдыха, передний пассажир – штурман.
Челябинск обошли по южной объездной через Копейск. Недавно построенная трасса практически пустая – ехать по ней одно удовольствие. Соблазн «втопить» был велик, но уговор дороже денег: сдерживая порывы «сесть на хвост» какому-нибудь «донору», плелись со скоростью 100-110 км/ч.
Дорога по Уральским горам оказалась не так страшна, как ее описывают автолюбители. На подъемах предусмотрены расширения, которые позволяют обогнать тихоходов, знаки дублируются, разметка также подсказывает, чего ожидать впереди. Правда, именно в горах как нельзя лучше понимаешь, зачем нужны лишние «лошади» под капотом. Пятую скорость практически не включали – наш «Матиз» упорно пыхтел, ревел, но все же брал одну высоту за другой. В 11:15 были уже в Симе. 18-минутную передышку в пробке перед мостом использовали по-максимуму – перекусили и сделали первую замену водителя.
В 13:00 позади осталась Уфа. Дороги в Башкирии и Татарии просто песня! За такие и заплатить было бы не жалко. Мы ехали и сетовали, почему в России нет автобанов. 66 км Оренбуржья проскочили столь же незаметно. В полвосьмого по тюменскому времени прошли Самару, на ночлег было рано, поехали дальше. Чтобы оценить качество дорожного полотна в Самаре, нужно было просто въехать в Саратовскую область. Оказалось, что в Самаре были еще сносные дороги.
Маневрируя в колеях и буквально снимая асфальт днищем «Матиза», мы въехали в Пугачев. Здесь наши мечты о будущем России сводились к хорошим, хотя бы двухполосным дорогам. В поисках ночлега мы объезжали кемпинг за кемпингом, но ничего достойного в них нам предложить не могли. Там же, где условия были более-менее сносными, не было мест. После того, как мы уже отчаялись и думали о ночевке в машине, нам вдруг посоветовали обратить внимание на «частников» и даже показали к кому обратиться. Опрятная женщина лет пятидесяти согласилась принять у себя усталых путников. За 250 рублей с человека нам предложили комнату с хорошим ремонтом, чистым бельем, кондиционером, баней и стоянкой во дворе. Как оказалось впоследствии, это был лучший сервис за всю дорогу.

ДЕНЬ ВТОРОЙ:
ПУГАЧЕВ – ДИВНОЕ

Будильник прозвенел в 4:00 по Тюмени. В 4:30 мы уже снова были в пути. В бортовом журнале появилась запись: «дорога жесть», что не помешало нам в 8 утра быть в Саратове. Здесь внезапно начал чудить навигатор: на середине моста через Волгу он предложил повернуть направо. Нужно сказать, что до этого за ним такого не наблюдалось. Электронная «девочка» упорно твердила, что мы сошли с маршрута и запутались на развязке. Развернувшись, мы снова вернулись через мост, затем, игнорируя нашу помощницу, пошли по указателям, потеряв при этом минут сорок. Впрочем, потом «мадам» перестроилась и не подводила нас вплоть до Волгограда.
Под Волгоградом у нас была небольшая остановка на отдых: искупавшись в какой-то безымянной речке и перекусив в кафе, посвежевшие, мы отправились дальше. Все шло по плану – мы уже мечтали, что вечером будем отдыхать в Армавире, у друзей, которых не видели почти пятнадцать лет. Но недаром говорят, что загадывать наперед в дальней дороге нельзя.
В 14:30 встали в глухую пробку на объездной Волгограда. Местные советовали «расслабиться и получать удовольствие» – якобы, все дело в ж/д переездах, в городе же пробки еще хуже. Спустя двадцать минут автомобили стали двигаться живее, и мы миновали затор, но тут «проснулась» наша барышня: «Поверните направо», – настаивала она, в то время как указатели вели налево. Решив, что наша «мадам» знает какой-то другой путь, поверили. Оказалось – зря. Вернулись, потеряв еще минут 15-20, остановились на заправке, где местный водитель подсказал все же уйти в город, так как сам он только что оттуда и путь свободен. Полностью миновать город-герой удалось только около пяти часов.
Дорога на Элисту оказалась ровной и пустынной – ни фур, ни легковых, ни кемпингов, ни кафе, вообще ничего. Здесь нам пригодился радар-детектор. Перед горкой в разрешенном месте пошли на обгон, когда услышали тревожный писк. Впереди сплошная: решив поостеречься, возвращаемся в свой ряд. На горке обгоны записывал на видео экипаж ДПС. Неизвестно, сколько бы времени мы потеряли, доказывая, что уже завершали маневр, обогнав эту фуру. Все обошлось – в очередной раз сказали «спасибо» технике.
В этот же день нам пришлось благодарить себя за предусмотрительность, а тюменский магазин «Шпионские штучки» – за предоставленный видеорегистратор. Граница Калмыкии и Ставропольского края, стационарный пост ДПС. К слову, это была первая остановка по требованию. Правда, само «требование» было несколько странным. Мы долго не могли понять, чего хочет от нас инспектор и кому именно были адресованы его указания. Описать словами этот каскад жестов невозможно. Приняв вправо, останавливаемся, выходим из машины. И тут начинается цирк:
- Почему нарушаем?
- Простите?
- Вы не подчинились требованию регулировщика. Вам надо было остановиться на том месте, где я вам указал.
- Ваши действия были не совсем понятны, и потом – мы остановились, только приняли вправо, чтобы не создавать помех движению. Мы действовали согласно ПДД!
- Вы должны были остановиться на месте, а в данном случае это приравнивается к тому, как если бы вы проехали на красный свет.
- Отлично, давайте почитаем в Правилах, какими должны быть действия регулировщика и что мы сделали не так.
- Почитаем, ваши документы…
В документах у нас предусмотрительно лежало удостоверение с пометкой «Пресса». Нашего водителя единственного из всех (!) приглашают пройти в помещение на первом этаже поста, в то время как остальных нарушителей отправляют на второй этаж. Их там, кстати, было немало: разработанный ставропольскими инспекторами сценарий мнимого нарушения использовался на всю катушку. Прежде чем проследовать за инспектором, наш водитель выслушивает от штурмана инструктаж: в протоколе писать «не согласен, требую рассмотреть дело по месту жительства, видеозапись действий инспектора прилагаю». Услышав все это, инспектор, полистав для приличия ПДД, возвращает документы и даже желает нам счастливого пути.
Но время все равно потеряно. Пройдя за день больше тысячи километров, мы чувствуем, что вымотались, и начинаем поиск ночлега. С горем пополам устроились в кемпинге в Дивном и в 22 часа по Москве легли отдыхать.

ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕ!
В 3:00 после краткого отдыха выехали из Дивного. Через час нас вновь тормозят на посту ДПС. На этот раз обошлось без спектаклей: проверив документы, нас отпустили с миром. В Армавир заезжать не стали, решив, что свидимся с ребятами на обратном пути. От Армавира ушли на Майкоп через Шаумянский перевал. Дороги от Волгограда до самого юга достаточно ровные. Шаумянский перевал оставил неизгладимые впечатления: гравийная дорога изобилует ямами и камнями, автомобили в основной массе едут со скоростью 10-20 км/ч, исключение составляют местные джигиты на «классике» и фуры. Адреналина добавляют обрывы и крутые повороты под 180°. Участок дороги протяженностью 7 км мы преодолевали сорок минут. В начале первого были в Туапсе. По Кавказу шли без кондиционера, чтобы не отнимать у «Матизки» его скромные силы. Невыносимая жара изрядно нас утомила: в два часа дня мы не выдержали и остановились на отдых в Лазаревском. Здравствуй, море! Поколыхавшись на волнах и плотно пообедав, хотели было остаться здесь на ночевку, но жилья на столь короткий срок не нашли – пришлось вновь садиться в машину и ехать в сторону Абхазии. Несмотря на то, что нас пугали пробками на Кавказе, в небольшой затор мы попали только в Сочи. Там же наша «барышня» предлагала сделать круг, удлинив при этом маршрут на 40 км, но, наученные волгоградской ошибкой, мы принципиально пошли по указателям и в 20:00 были на таможне. Огромная очередь желающих попасть в Абхазию не могла не впечатлить, но до цели нашего путешествия уже было подать рукой. После четырехчасового ожидания мы наконец миновали российскую таможню. На абхазской стороне у нас просто посмотрели документы и отправили страховать автомобиль и всех пассажиров. Уже утром мы обнаружили, что отдали за страховку 650 рублей вместо положенных пятисот: на юге лучше не зевать и не стесняться проверять цены. Еще 150 рублей отдали за постановку автомобиля на временный учет, 250 рублей стоила страховка каждого въезжающего от несчастного случая. Ей, по совету местных, мы пренебрегли, поскольку за прием врача пришлось бы платить в любом случае. Абхазия встретила нас непроглядной тьмой. Начало первого ночи, побережье едва освещено, знаки и указатели отсутствуют. Куда ехать – неизвестно. Только к двум часам ночи мы были в пункте назначения.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЖДЕНИЯ
Итак, мы прошли более 3 000 км в один конец, пересекли три часовых пояса и двенадцать регионов страны. За всю дорогу нам встретилось 64 экипажа ДПС, не считая стационарных постов. Особенно тщательно патрулируют трассы в средней полосе России: автомобили ДПС оборудованы камерами, в Самарской области патрулирование производится еще и с воздуха. На юге экипажей мало, зато на стационарных постах тщательно следят за соблюдением требований знака «Стоп! Контроль». Путешествовать на Daewoo Matiz оказалось выгодно вдвойне: затраты на бензин составили всего 3 800 рублей в один конец, а экипажи ДПС по большей части брезгливо от нас отворачивались. Водители и дороги везде разные – в Татарии и Башкирии не предупреждают миганием фар о засадах, на Кавказе местные сигналят по поводу и без. В Краснодарском крае ценят автомобили отечественного производства – наверное, потому что их не жалко «убивать» на серпантинах. А поскольку кондиционеров в «жигулях» нет, водители гоняют как сумасшедшие, чтобы обдувало. Солнца за Уралом практически не видели несмотря на нестерпимую жару. Небо было затянуто дымкой от многочисленных пожаров вплоть до Элисты. Выжженные поля кукурузы, подсолнечника, а также пересохшие реки были немыми свидетелями засухи, от которой в августе страдала европейская часть России.
С заправками проблем не было. Мы старались покупать бензин исключительно на «Лукойле», так как эта сеть наиболее распространена по России, качество бензина достойное, а сервис более-менее развит.
Питались на второй и третий день в придорожных кафе, выбирая те, где отдыхало больше всего дальнобойщиков, либо покупали булочки, йогурты, фрукты, сыры в небольших населенных пунктах.

ДО ЧЕГО ТЕХНИКА ДОШЛА!
Еще раз хотелось бы отметить работу электронных помощников. Несмотря на некоторые ошибки, допущенные «барышней», в целом мы остались довольны работой навигатора. К концу путешествия мы даже представить себе не могли, что бы мы без него делали. Карты Navitel достаточно точные, узнать о близости заправки или кемпинга можно было без проблем. Радар-детектор брали в основном в расчете на «забытые» дорожниками знаки.
Видеорегистраторов у нас было на всякий случай два. Возможности у них были разные: VD 3000 способен записывать не только картинку, встроенный GPS-модуль делает привязку к местности и отображает скорость. Но так как разрешение видео у него меньше чем у Neoline, им практически не пользовались. Neoline DVR 2000 – одна из простейших моделей, в нем нет ни GPS-модуля, ни возможности отображать текущую скорость автомобиля, зато качество картинки лучше. Если бы не блики от панели, хоть кино снимай… За поездку пришли к выводу, что этот новомодный девайс – вещь, которая необходима в повседневной жизни.

ДОРОГА НАЗАД
Выехали мы раньше запланированного – 16 августа, т.к. погода на побережье испортилась и мы решили, что по холодку ехать проще, но двухкилометровая очередь на границе, плюс одна большая пробка вдоль всего побережья от Веселого до Туапсе спутали наши планы. За первый день пути с 11 часов дня до 20 часов вечера мы прошли всего 144 км и вынуждены были остановиться на ночлег в Лазаревском. Наутро снова встали в пробку. А сроки тем временем поджимали: 20-го мы должны были выйти на работу, поэтому с тоской проехали Армавир. В Ставрополье «поймали» камень, результат – 30-сантиметровая трещина в лобовом стекле. Ночевали в Волгограде, в 5 км от Мамаева кургана. Там же закупили 6 арбузов и 5 дынь. Все это поместилось в багажнике – ловкость рук и никакой фантастики. Под Пугачевом пробили глушитель, после чего «Матиз» стал рычать, как спортивный болид. Не доехав буквально 30 км до Оренбургской области, встали на третий ночлег, так и не отыскав кемпинга. Пришлось спать в машине. Отдыхом это назвать сложно, поэтому после трехчасовой дремы двинулись дальше. В Оренбуржье нас застал сильнейший дождь – как оказалось, первый за все лето в этом крае. «Дворники» не справлялись, скорость вновь упала. В 11:00 были в Симе. Двадцатиминутный простой в пробке и последний марш-бросок. Время как будто остановилось – мы считали каждый километр, отчего дорога казалась еще длиннее. Уральские горы проходили в час пик, из-за чего потеряли много времени. Чебаркуль, Челябинск, когда же Тюмень? «Мама, мы скоро?», – спрашивал ребенок каждые полчаса. Час ночи 20 августа – мы дома! На спидометре 59 186 км. В компьютере 120 гБ видео и 1,5 тысячи фотографий. Мы это сделали – и хотим еще!
Итак, наш «Матиз» преодолел 7 345 км. Средняя скорость – 65 км/ч, максимальная – 113. На бензин потратили 9 331 рубль, заправляясь АИ-92, реже – АИ-95. Средний расход топлива с учетом всех нагрузок (пробки, горы, кондиционер) составил всего 5,5 л/100 км. Самый дорогой бензин – в Краснодарском крае и Абхазии – 24,70 руб. за литр АИ-92. Из потерь – лобовое стекло и глушитель (точнее, его средняя часть – резонатор). Затраты на ночлег составили 6 500 рублей: 2 200 по дороге «туда» (Пугачев – 1 000 рублей, Дивное – 1 200 рублей), 4 300 – обратно (Лазаревское – 2 500 рублей, Волгоград – 1 800 рублей). Даже с учетом нанесенных автомобилю повреждений поездка обошлась дешевле, чем путешествие в плацкарте. Что же касается впечатлений и приобретенного водительского опыта, то наше путешествие можно смело считать бесценным.

Солнце, море и абхазский колорит – в следующем номере Autotop.

Фото автора.

Правовая защита от недобросовестной конкуренции и монополии здесь

  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • min

    Долго будет карелия сниться

    Что можно рассказать о Карелии? Это страна сказок! И при желании путь к ней можно проложить через столь же сказочные места. Один из вариантов маршрута ...
  • island-min

    Остров земного рая

    Обследовав окрестности Георгеуполиса, мы решили изучить остальную часть Крита на взятом в прокатной конторе внедорожнике Suzuki. Идея объехать Крит на машине пришла к нам еще ...
  • min

    Остров земного рая

    Крит называют островом легенд – в истории этого места оставили свой след все великие цивилизации Средиземноморья. Здесь с трудом ощущается ход времени: распорядок жизни на ...
  • Удивляй, Дубай!

    Пять часов полета, и внизу показались первые огни. Под нами – тысячи светящихся точек. Сложно представить, что еще в начале двадцатого века это был обычный ...
  • IMG_4274_resize

    Затерянная в горах

    Окончание. Начало – в №1,2011. На следующее утро я выхожу из юрты и не могу поверить своим глазам: небо, еще вчера затянутое черными тучами, совершенно ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.