Главная » Ретро » Восток – запад

Восток – запад

Красивая легенда гласит, что эта модель BMW была придумана в СССР, а немецкой разведке лишь посчастливилось заполучить на нее техническую документацию. В каждой сказке есть доля правды: в судьбе немецкого автомобиля BMW 340 действительно можно отыскать советский след.

СКАЗКИ ТЮРИНГЕНСКОГО ЛЕСА
Досужая выдумка была попыткой объяснить большое количество этих машин в СССР в послевоенные годы. На фоне трофейных «мерседесов», «опелей» и «хорьхов», потрепанных войной и временем, сверкающие новизной «баварские моторы» выглядели очень презентабельно. И не случайно: большая часть этих автомобилей была выпущена уже после войны.
Летом 1945 года немецкие города, расположенные в восточной части страны, один за другим переходили под контроль советской военной администрации в Германии (СВАГ). 3 июля под юрисдикцию СВАГ попал древний город Айзенах. Провинциальный, словно спрятанный в Тюрингенском лесу Айзенах был примечателен тем, что здесь находился один из двух заводов фирмы Bayerische Motoren Werke.
Те самые Motoren, или авиационные двигатели, BMW выпускала недолго. Положивший конец Первой мировой войне Версальский договор закрыл Германии дорогу в небо. В 1923-м изображение пропеллера, рассекающего голубое небо, украсило первый мотоцикл, а пятью годами позже и первый автомобиль марки. Авиационное прошлое внезапно вернулось с приходом к власти Гитлера. В то время как в Мюнхене собирали движки для истребителей Heinkel, в Тюрингенском Айзенахе рождались удивительные по красоте автомобили.
В 1942-м эффектные седаны и купе уступили место мотоциклам, которые производили для нужд вермахта. Это не помогло: спустя три года непокорившиеся победители ступили на землю Тюрингии. По законному праву они демонтировали заводы и фабрики, чтобы хоть отчасти восполнить ущерб, нанесенный их стране изнурительной войной. Отправке в СССР подлежал и завод BMW в Айзенахе. Однако этого не произошло.
В конце лета 1945-го группа инженеров с айзенахского завода добилась встречи с главой СВАГ маршалом Георгием Жуковым. На аудиенции они попросили разрешения возобновить на бывшем «мотоциклетном» заводе производство автомобилей. Энтузиастов не волновала дальнейшая судьба техники, которую они собирались выпускать – с арийской прагматичностью им лишь хотелось заниматься привычным для себя делом.
Предложение немецких рабочих показалось Жукову интересным. Помимо очевидной разницы между двух- и четырехколесной машинами этот вариант привлекал еще и тем, что начать работу можно было уже на следующий день. Приказом №93 на предприятии возобновился выпуск легковых автомобилей BMW.
Первая пробная партия, состоявшая из нескольких десятков машин, была собрана из довоенных деталей. Готовую продукцию показали руководству СВАГ, после чего было принято решение о создании совместного советско-германского акционерного общества. Оно получило название Avto-Velo, поскольку объединило завод BMW и фабрику по производству велосипедов Diamant. Через год в Айзенахе началось серийное производство модели 321 – двухдверного седана, впервые представленного еще в 1938 году.
К концу 40-х в Айзенахе собирали порядка 2000 машин в год. Предприятие Avto-Velo и сам завод де-факто принадлежали советской стороне. Директором завода назначили представителя СВАГ в звании полковника. Под капотом «советских БМВ» можно было обнаружить табличку с маркировкой Avto-Velo на русском языке. Большая часть выпускаемой заводом техники (к автомобилям позже добавились мотоциклы BMW R-35) поступала в СССР в качестве репараций. Исключение составили 505 спортивных купе BMW 327: советские специалисты сочли такой кузов непрактичным, поэтому вся серия была продана в скандинавские страны. Сегодня пара десятков таких машин, уцелевших до наших дней, имеет исключительную ценность для коллекционеров.

ЯБЛОКО РАЗДОРА
Собранные в Айзенахе автомобили назывались BMW и несли на себе фирменную эмблему – советской стороне это казалось в порядке вещей. Иначе думали в Мюнхене, где находилась вторая «половинка» фирмы. Завод, производивший «пламенные сердца» для техники люфтваффе, также планировал выпускать автомобили и реализовывать их в странах, не пострадавших во время войны. Одновременное присутствие на рынке двух фирм с одинаковым названием стало бы нонсенсом. После того, как 7 октября 1949 года была образована Германская Демократическая республика, баварская фирма могла подать на Avto-Velo в суд, не опасаясь СВАГ. В 1952 году требования мюнхенской стороны были признаны законными. Недолго думая, в Avto-Velo переименовали название машин на EMW (Eisenacher Motoren Werke) и сменили цвет логотипа с голубого на красный – пояснять мотивы такого выбора излишне. «Пропеллер» теперь крутился в обратную сторону: закрашенными на эмблеме стали правый верхний и левый нижний секторы.
В 1949 году с конвейера в Айзенахе стала сходить новая модель – BMW 340. По сути, это был рестайлинг седана 326, выпускавшегося в 1936-41 гг. Фирменные «ноздри» радиаторной решетки на BMW 340 уступили место горизонтальным брусьям, из-за чего автомобиль немного напоминал советский ГАЗ-М20 «Победа».
Средств на значительные изменения конструкции не было, поэтому кузов модели 340 не утратил выступающих крыльев, в то время как «Победа» могла похвастаться современным кузовом «понтонного» типа. Дизайн BMW 340 казался немного странным: вполне соответствовавшее началу 50-х гг. оформление передней и задней части не вязалось с узкими дверцами обратной навески (передние открывались против движения). Но советским хозяевам Avto-Velo мощная и комфортная машина нравилась: за пять лет в Айзенахе собрали 21 250 автомобилей BMW/EMW 340.

НЕСТАРЕЮЩАЯ ЭМИГРАНТКА
«Я уговаривал предыдущего хозяина продать мне машину несколько лет, – говорит Роин Лежава, похлопывая по лакированному крылу BMW 340 1950 года выпуска. – Вы знаете, что значит ездить на автомобиле, которому стукнуло шестьдесят лет? Я купил ее из-за потрясающего вида, чтобы получать удовольствие от причастности к давно ушедшей эпохе».
Прекрасно осознавая, что читатели Autotop подкованы в вопросах техники не меньше нас, мы не будем перечислять все отличия этого БМВ от оригинала. Да, здесь стоят «волговские» подвеска и мотор, а еще фонарики от ГАЗ-69. Определить с точностью, когда было проведено «скрещивание», невозможно. Да и ни к чему: ясно, что один из прежних хозяев пошел на это от безысходности: после ликвидации Avto-Velo запчастей к BMW 340 было не найти днем с огнем.
Как бы то ни было, немолодая эмигрантка, в незапамятные времена покинувшая Германию, а ныне живущая в Тюмени, безусловно, заслуживает внимания. Канули в лету монументальный СВАГ и легкомысленное Avto-Velo, одна страна разрушила свою стену, другая воздвигла пятнадцать новых, а черный, похожий на жесткокрылое насекомое автомобиль сохранился почти в первозданном виде. Можно поставить его рядом с новой «третьей» или «пятой» серией и наглядно изучать прогресс немецкого инженерного гения, а можно, напротив, отрешиться от суеты и, уехав куда-нибудь на лесную опушку, в тишине размышлять о вечности.
Хромированные приборы обещают приличную даже по нынешним меркам скорость. Оспинки ржавчины на их окантовке придают старому автомобилю ни с чем не сравнимое обаяние: жизнь клонится к закату, ничего не вечно, и даже немецкому железу приходит однажды срок. В огромное зеркало поверх крышки бардачка наверняка когда-то смотрелась белокурая остзейская фройляйн, желая напудрить носик. Сквозь невысокие половинки ветрового стекла хорошо виден длинный, сужающийся к передней части капот и серая лента асфальта. Если ваша дорога окажется столь же длинной, как у этой BMW, можете считать, что вам повезло.
…Акционерное общество Avto-Velo прекратило свое существование в 1955-м. Вместе с ним стала достоянием истории и компания EMW. Конвейер в Айзенахе заняли маленькие автомобильчики IFA и Wartburg: последние получили название в честь главной достопримечательности Тюрингии – Вартбургского замка. Сегодня мало кто помнит о марке EMW и выпускавшихся ей автомобилях. История этой фирмы подобна авиационному пропеллеру, лопасти которого в момент пуска мотора какое-то мгновение вращаются в обратную сторону.

Фото Сергея Куликова.

Максим Найденко Комментариев нет. Ретро
  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • мин

    Господин канцлер

    Спустя шесть лет после окончания Второй мировой войны компания Mercedes-Benz вновь оказалась на Олимпе немецкого автомобилестроения. Восстановлению прежнего реноме фирмы поспособствовал Mercedes 300 – роскошный ...
  • мин

    Царь горы

    Куда попадают автомобили после смерти? Оговорюсь: речь идет не о «физическом теле» конкретного экземпляра, а о моделях машин в целом. Каждая из них – плод ...
  • Между зисом и «победой»

    Шестьдесят лет назад, в октябре 1950 года, Горьковский автомобильный завод освоил выпуск первой представительской модели. Автомобиль большого класса ЗИМ занял пустующую нишу между правительственным лимузином ...
  • Заслуженный «труженик»

    Грузовикам и вездеходам Горьковского автозавода не присваивали красивых имен, подобно легковым «Победе», «Волге» или «Чайке». Лишь одна из моделей, призванных сражаться за светлое коммунистическое будущее, ...
  • Великая, как река

    Нынешний год богат на юбилеи, связанные с отечественной автомобильной историей. Всего три номера назад мы отмечали 40-летний юбилей ВАЗ-2101, и вот – очередная «круглая» дата: ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.