Главная » Ретро » Заслуженный «труженик»

Заслуженный «труженик»

Грузовикам и вездеходам Горьковского автозавода не присваивали красивых имен, подобно легковым «Победе», «Волге» или «Чайке». Лишь одна из моделей, призванных сражаться за светлое коммунистическое будущее, несла в названии имя собственное – «Труженик». Оно осталось неизвестным: в серию автомобиль апустили как ГАЗ-69.

ВОЕННЫЙ ИЛИ ПОСЛЕВОЕННЫЙ?
Выпуск этой замечательной машины начался в 1953 году. Однако работы над вторым поколением горьковских вездеходов начались…еще во время войны.
…1944 год. В конструкторско-экспериментальном отделе
Горьковского автозавода день и ночь идет работа. Трудностей хватает: на фронте нехватка машин, на вновь отстроенном заводе – дефицит рабочих рук. Огромных усилий стоило наладить сборку ГАЗ-67, но созданная в чрезвычайно краткий срок машина имела ряд конструкторских просчетов, а ресурс некоторых узлов был крайне низким. Пытаясь исправить самые значимые ошибки, автор модели Григорий Вассерман одновременно делал наброски другой машины. Заказа на нее Вассерману никто не давал – это была инициатива самого конструктора. Зная слабые места ГАЗ-67, Вассерман понимал, что через несколько лет схема, по которой он был построен, полностью себя изживет. Вездеход базировался на узлах грузовика ГАЗ-АА – решение вынужденное и далеко не лучшее. Устаревший мотор «полуторки» расходовал много бензина, а в трансмиссии отсутствовала раздаточная коробка. Зарубежные аналоги с конструктивной точки зрения были продуманнее: «легковой» мотор, «раздатка» с понижающей передачей. Вассерман не мог успокоиться еще и потому, что знал: через два года «полуторку» сменит ГАЗ-51, одновременно появится совершенно новая легковая машина. А что, если на базе этих моделей построить новый вездеход? При этом большую часть узлов позаимствовать именно у легковой: хватит изобретать «свой» путь!..
Дальновидность конструктора Вассермана оправдалась три года спустя. 21 апреля 1947 года вышло постановление Совмина СССР о создании современной замены устаревшим горьковским вездеходам. 30 июня того же года Главное артиллерийское управление Минобороны прислало заявку с тактико-техническими требованиями на новый автомобиль. К тому времени заводчанам уже было чем ответить на стратегический заказ.
В октябре 1947-го был готов первый опытный образец (полностью ходовой!), к февралю 1948-го построили еще два. Заводские испытания включали в себя пробег общей протяженностью 12,5 тыс. км, за время которого машины
почти не покидали грязевых проселков. Каждый автомобиль вез на буксире прицеп ГАЗ-704 полной массой 850 кг – он заменял 45-мм пушку, которую предстояло возить будущему вездеходу.

ДОЛГАЯ ДОРОГА К СЕРИИ
Результатами испытаний заводчане были довольны. Вездеход уверенно шел по глубокой грязи, не захлебывался в бродах глубиной до 0,7 м, взбирался на 34-градусные подъемы. С одной стороны, практически то же самое умел и предшественник – ГАЗ-67. Принципиальное отличие заключалось в пассажировместимости: «шестьдесят седьмой» был четырехместным, тогда как ГАЗ-69 вмещал 8 человек. Экономия горючего по сравнению с ГАЗ-67 составляла 2-3 литра на сто километров пути. И это при возросшей на 200 кг массе! Тот самый прицеп (читай – пушка) почти не влиял на вездеходные качества ГАЗ-69. В 1951-м новая модель успешно прошла государственные испытания – от результатов этого экзамена зависела судьба как самой машины, так и целой группы ее создателей. Нареканий у комиссии не было: следуя логике, ГАЗ-69 должен был немедленно оказаться на конвейере. Однако этого не произошло.
В конце 1951-го на ГАЗе разразилась гроза. Один из сотрудников конструкторско-экспериментального отдела написал донос на главного конструктора ГАЗа Андрея Александровича Липгарта. Незадолго до этого на завод пришла директива «сверху» – разработать амфибию на базе ГАЗ-67. Липгарт отказался: к тому времени группа инженеров под руководством все того же Вассермана уже проектировала подобную машину на базе перспективного «шестьдесят девятого» – инженеры завода по-прежнему работали не дожидаясь понуканий. Пятикратного лауреата Сталинской премии сняли с должности и отправили рядовым инженером в Миасс. Доносчика назначили главным по амфибии. Вскоре он завалил проект министерства. Вассермана не тронули, но запуск в серию ГАЗ-69 пришлось отложить: без «пробивного» Липгарта ускорить процесс было невозможно. Первые серийные машины сошли с конвейера 25 августа 1953-го. В марте того же года умер Сталин, в июне арестовали Берию. ГАЗ-69 стал первым автомобилем новой эпохи, которую позже назовут «оттепелью».

ГАЗ-69/69А (1953-1973)
Количество выпущенных, шт.:
634 285
…Опытные образцы ГАЗ-69 испытывались в реальных боевых условиях во время Корейской войны (1950 г.);
…Во время кинопоказа отчета
о государственных испытаниях ГАЗ-69 И. Сталину в аппарате взорвалась лампочка. К счастью, никаких мер по отношению к «виновным» предпринято не было;
…С декабря 1954 ГАЗ-69
выпускался на Ульяновском автомобильном заводе без смены названия;
…В 1954 году несколько машин ГАЗ-69 доставили на дрейфующие полярные станции «СП-3» и «СП-4» в Северном ледовитом океане, где они использовались
в условиях крайне низких температур;
…С 1956 начал поставляться на экспорт (всего – в 56 стран);
…«Двойники» ГАЗ-69 выпускались в Румынии и Северной Корее;
…Единственная модернизация модели была проведена
в 1968-70 гг. – незадолго
до снятия ее с конвейера.

Фото Алексея Сумик.

Максим Найденко Комментариев нет. Ретро
  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • мин

    Господин канцлер

    Спустя шесть лет после окончания Второй мировой войны компания Mercedes-Benz вновь оказалась на Олимпе немецкого автомобилестроения. Восстановлению прежнего реноме фирмы поспособствовал Mercedes 300 – роскошный ...
  • мин

    Царь горы

    Куда попадают автомобили после смерти? Оговорюсь: речь идет не о «физическом теле» конкретного экземпляра, а о моделях машин в целом. Каждая из них – плод ...
  • Между зисом и «победой»

    Шестьдесят лет назад, в октябре 1950 года, Горьковский автомобильный завод освоил выпуск первой представительской модели. Автомобиль большого класса ЗИМ занял пустующую нишу между правительственным лимузином ...
  • Восток – запад

    Красивая легенда гласит, что эта модель BMW была придумана в СССР, а немецкой разведке лишь посчастливилось заполучить на нее техническую документацию. В каждой сказке есть ...
  • Великая, как река

    Нынешний год богат на юбилеи, связанные с отечественной автомобильной историей. Всего три номера назад мы отмечали 40-летний юбилей ВАЗ-2101, и вот – очередная «круглая» дата: ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.