Главная » Актуально » Свети, диод

Свети, диод

ГАЛОГЕН – ПОЗАВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ, КСЕНОН – ВЧЕРАШНИЙ. СОВСЕМ СКОРО
В АВТОМОБИЛЬНЫХ ФАРАХ ВООБЩЕ НЕ БУДЕТ ЛАМП В ПРИВЫЧНОМ ПОНИМАНИИ
ЭТОГО СЛОВА: МЫ СТОИМ НА ПОРОГЕ НАСТОЯЩЕЙ СВЕТОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

Источники света, которым принадлежит будущее – светодиоды (светоизлучающие диоды, light emitting diods или LED). Каждый день мы многократно встречаемся со светодиодами, сами того не осознавая. Но много ли мы о них знаем?
Устройство светодиода граничит между гениальностью и простотой. Любой светодиод состоит из полупроводникового кристалла на подложке, корпуса с контактными выводами и оптической системы. При пропускании через него электрического тока светодиод излучает свет за счет рекомбинации электронов и «дырок» в области протонно-нейтронного перехода. Иными словами, свечение образуется при контакте двух полупроводников с разными типами проводимости. Цвет излучения зависит от химического состава полупроводника.
Первый светодиод, излучающий свет в видимом диапазоне спектра, был изобретен в 1962 году американским ученым славянского происхождения Ником Холоньяком. Интересно, что это не единственный «русский след» в истории светодиодов: за 40 лет до открытия Холоньяка лаборант Нижегородской радиолаборатории Олег Лосев отметил свечение кристаллических диодов в радиоприемнике. После того, как он описал это явление в немецком техническом журнале, за границей появился термин «Lossev Licht». Лосев понял природу свечения полупроводников, но его диоды на основе кремния излучали очень слабый свет, а другие соединения в ту пору еще не были открыты. В 50-х гг. советские ученые вернулись к теме светодиодов и вновь достигли успеха, но засекреченность нашей науки сыграла против нас.
Светодиод Холоньяка был создан на основе арсенида-фосфида галлия и излучал красный цвет. Однако полупроводник для фиолетового края спектра, нитрид галлия, не давался ученым более тридцати лет. Лишь в 1995 году – всего 15 лет назад! – японцу Накамуре удалось изобрести светодиод белого цвета. С тех пор эволюция светодиодных технологий стремительно набирает обороты.

ЛИШЕННЫЕ МИНУСОВ?
Характер применения LED зависит от параметров их светоотдачи. Светодиоды с невысоким излучением в основном используются в качестве индикаторов: кто из нас не помнит маленькие красные огоньки – непременный атрибут любой бытовой техники? Более яркие светодиоды, способные не только светить, но и освещать, встречаются реже – они-то и представляют особый интерес для ученых.
Разумеется, LED-технологии не обошли стороной и автомобили. Первые светодиоды индикаторного типа в авто появились в 70-х гг. Яркость их светового излучения составляла 1-100 лм (для сравнения – световой поток лампы накаливания мощностью 100 Вт равен 1550 лм). Но уже к 1990 светоотдача LED достигла 10лм/Вт, что помогло им стать адекватной заменой лампам накаливания – например, в качестве стоп-сигналов в автомобильных фонарях. Современные светодиоды имеют светоотдачу на уровне 80-120 лм/Вт – примерно столько же выдают газоразрядные лампы. Планируется, что в будущем светоотдача даже обычных LED будет составлять 200 лм/Вт и выше – а ведь еще есть и сверхяркие светодиоды!
Итак, LED уже перегнали обычные лампы по основному параметру – светоотдаче. Но это не все: скромные полупроводники бьют традиционные источники света абсолютно по всем статьям!
Энергопотребление светодиодов крайне низкое: для эффективной работы полупроводников достаточно 10% энергии, которая требуется лампам накаливания схожей мощности. К примеру, чтобы разрядить аккумулятор на стоящем автомобиле, светодиодным фарам потребуется непрестанно гореть несколько дней! Рабочее напряжение также невелико – 3-4 В, в связи с чем пожарная безопасность полупровод-
ников на высоте. Скорость срабатывания LED мгновенная, ведь никаких
блоков розжига (как для ксеноновых ламп) не требуется. Срок службы
вызывает восхищение: благодаря
нетепловой природе излучения лучшие из светодиодов способны работать до 100 000 часов, или около 11,5 лет! На этом фоне 3 000 – 10 000 часов «жизни» ксеноновых ламп сразу же меркнут. Устройство LED позволяет им быть устойчивым к вибрациям и механическому воздействию – ни стеклянных колб, ни хрупких нитей накаливания в полупроводниках нет. Светодиоды безопасны для экологии благодаря отсутствию ртути, тяжелых металлов и инертных газов. Инфракрасного и ультрафиолетового излучения они не дают, а световая температура – 6000 К – почти такая же, как у дневного света. В общем, сплошные плюсы. Но неужели светодиоды полностью лишены недостатков? Если говорить о продукции именитых производителей (немецкая Hella, японская Nichia), то единственным минусом этих LED является относительно высокая цена. Продукция китайских брендов дешевле, но хуже по качеству: зачастую не соблюдаются параметры заявленного и реального тока, нарушаются технологии «посадки» кристаллов. Это влияет и на срок службы – прибор не способен отработать положенный ему срок. По-видимому, все придет в соответствие через несколько лет: «европейцы» подешевеют, а «китайцы» «подтянутся» в плане качества. Вспомним «демократизацию» ксенона: путь от премиум-класса до стандарта занял всего несколько лет.

LED ТРОНУЛСЯ!
Первой фирмой, предложившей полностью светодиодные фары, стала Audi. В 2003 году компания представила концепт-кар Nuvolari, оптика которого состояла только из светодиодов. Однако оснащать подобными фарами серийные автомобили Audi не могла: использование LED в качестве головного освещения автомобилей не было утверждено Еврокомиссией. Правда, фирма получила специальное разрешение на постепенное внедрение LED-технологий – так появились светодиодные фары дневного света. Наконец, в 2008 году Евросоюз одобрил применение светодиодов на серийных автомобилях, на что Audi сразу же ответила выпуском модели R8 со светодиодами для всех типов переднего освещения. Это стало возможным благодаря объединению светодиодов в специальные матрицы, управляемые контроллером. Анализируя дорожные условия, он сам выстраивает световые пучки, меняя интенсивность светового потока лучей. Особенно способствует безопасности тот самый «дневной» режим, с которого все начиналось: узенькая полоска светодиодов делает автомобиль заметным даже при ярком солнечном свете. Фары дневного света стоят дешевле полностью светодиодных фар, поэтому их можно встретить и на недорогих автомобилях. А с 2011 года фары дневного света станут обязательными для всех новых автомобилей, выпускаемых в Европе.
Россия, как водится, не Европа. Однако приобрести светодиоды – не проблема: японские и китайские, дорогие и дешевые, хорошие и не очень. Дистрибьютор Hella в России предлагает фары дневного света LEDayLights – качественное изделие знаменитой фирмы обойдется в 9 тысяч рублей. Дешевые «китайские фонарики» предлагаются по цене 20 рублей за штуку и тоже вполне работоспособны – хотя 100 000 часов они, конечно, не осилят. Есть даже светодиодные ленты: за тысячу «деревянных» получите метр гирлянды из полупроводников. Как видим, предложение сформировано. А его, как известно, рождает спрос, диктуемый модой. Отрадно, что декоративная функция диодов, когда авто буквально оклеивалось синими огоньками, постепенно уходит в прошлое. Автолюбители уловили основную «фишку» светодиодов – возможность сделать автомобиль заметным в условиях недостаточной видимости. Кто-то раскошеливается на настоящие фары дневного света, кто-то имитирует их – эффект все равно заметен. Эстетичность и практичность очевидна. Остался последний аспект – правовой.

«А У НАС В АВТО ДИОД, ВОТ!»
К теме светодиодов мы обратились после того, как исследовали ситуацию с нештатным ксеноновым светом (AutoTop №4, 2010). ГИБДД объявила «ксеноновую» войну – не ждет ли такая судьба светодиоды?
Логика подсказывает, что статья 12.5.3, по которой с недавних пор привлекают к ответственности за ксенон,
в равной мере может быть применена
и в случае установки светодиодов, хотя ее формулировка довольно размыта
и потому трактуется по-разному. Есть
и более конкретный документ –
«Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», а в нем – «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация т/с». Этот перечень – документ из разряда «казнить нельзя помиловать». Пункт 3.6. обнадеживает: он регламентирует лишь цвета осветительных приборов – белые спереди, красные сзади. Но пункт 3.1. «Перечня…» вносит ясность: «Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства». Это лишний раз свидетельствует о том, что правовые и законодательные акты не всегда успевают за жизненными реалиями.
Но есть и положительный момент. Как мы помним, «ксеноновой» проблеме во многом способствовало заключение экспертов ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования». Объективные специалисты выявили минусы нештатного ксенона – неужели эти же специалисты не в силах отметить плюсы светодиодов? «Вина» нештатного ксенона в том, что его свет ослепляет водителей встречного транспорта. Светодиоды этого недостатка, к счастью, лишены – спектр излучения LED не такой широкий. Благодаря положительному влиянию светодиодов на безопасность дорожного движения можно надеяться, что со временем «свет будущего» узаконят. Подождем? Кстати, предприятия, выпускающие светодиоды, есть и в России – наша «оборонка» пока еще чего-то стоит…

Александр Костарев, директор «Ксенон-Тюмень»:
«В условиях, когда диодные фары ещё не вышли на массовый рынок, а с «ксеноном» борется наша ГАИ, мы попытались найти альтернативу среди галогенных ламп. Критериями были яркость, цвет свечения и цена. После рассмотрения некоторых вариантов мы остановили свой выбор на немецких лампах GT HOD. Хоть они и не дотягивают по яркости до ксеноновых ламп, зато обходят по этому показателю многие другие галогенные лампы из-за усиленного светового потока 2300 lm! Мощность ламп GT HOD составляет 65 Вт. При этом они безопасны для установки в пластиковые фары. Эти лампы имеют приятный белый цвет свечения, как и ксеноновые. Стоимость комплекта ламп относительно невысокая – 950 руб.»
Подробную информацию можно получить по тел. 8-905-820-1284 или на сайте www.xenon-tmn.ru

  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • 1235_cr

    СТАРОЕ НОВОЕ ТАКСИ

    СТАРОЕ НОВОЕ ТАКСИ «Шашечки наголо», или как новая реформа чуть не «раздела» тюменских таксистов Реформа в сфере таксомоторных перевозок может оставить законопослушных таксистов практически без ...
  • 88cc2484d4f9b170-original_cr

    ПОКУПАЯ АВТОНОМЕР, ИЛИ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ОБМЕНЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ НА РЕГИСТРАЦИОННЫЕ

    ПОКУПАЯ АВТОНОМЕР, ИЛИ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ОБМЕНЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ НА РЕГИСТРАЦИОННЫЕ Алексей Кузнецов Во многих странах мира продажа автомобильных номеров считается занятием ничуть не ...
  • 1

    ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ

    ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ «До Нового года осталось…» …да практически ничего уже не осталось: пять, четыре, три, два, один, и – вот он, Новый год. Если ...
  • Падал первый снег

    Если точнее, то не падал, а был заботливо уложен погрузчиком на площадке перед Дворцом спорта. «Заказчиком» зимы в середине октября выступила Госавтоинспекция Тюменской области, пригласившая ...
  • 06-07-1

    ГИБДД информирует

    В июле в Тюмени была изменена схема организации дорожного движения на участке совмещенного моста в районе Т-образного перекрестка ул. Мельникайте и Дамбовской. Этот перекресток относится ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.