Главная » Экзотика » Особо редкий вид

Особо редкий вид

_ANT5116_cr_resize

Придумывая название для созданной им марки автомобилей, основатель Lotus Колин Чэпмен остановился на экзотическом цветке лотосе. Известно, что Чэпменом двигали исключительно романтические чувства: «цветущим лотосом» (Lotus blossom) в юности называли его жену Хейзел. Так или иначе, имя новой британской марки в какой-то мере оказалось пророческим: автомобили Lotus никогда не выпускались большими тиражами, оставаясь редкостью в мире автомобильной «флоры».

Впрочем, ни о какой массовости не могло быть и речи, если учесть, что первые пять лет Lotus выпускал исключительно гоночные машины. Ко времени выхода в свет первой «дорожной» модели марки, Elite, Чэпмен успел построить одиннадцать спорткаров, спроектированных для соревнований разного уровня, включая Формулу-1. До самой смерти приоритеты Колина Чэпмена оставались неизменными: новые болиды появлялись практически ежегодно, в то время как «гражданские» модели выпускались по десять- пятнадцать лет. Вне зависимости от предназначения, автомобили Lotus роднило одно немаловажное обстоятельство: будучи сторонником технического минимализма, Чэпмен старался строить очень легкие машины. Его конструкторское кредо выразилось в ставшем знаменитым изречении: «Adding power makes you faster on the straights. Subtracting weight makes you faster everywhere» – «Прибавка мощности делает вас быстрее на прямых, снижение веса сделает вас быстрее где угодно». Колин Чэпмен знал, о чем говорил: на полке у него лежал диплом авиаинженера, полученный в академии Королевских ВВС. Подкрепляя слова делом, Чэпмен первым начал использовать композитные материалы при изготовлении кузовов, он же ввел в обиход и среднемоторную компоновку. Сегодня эти решения являются обычными при создании автомобилей класса гран-туризмо, но в начале 60-х они произвели фурор.
Колин Чэпмен перестал творить в возрасте 54 лет: за неделю до Рождества 1982 года великий конструктор не смог перенести инфаркт. Воплощенных в жизнь идей хватило на добрых двадцать лет: так, самая успешная модель за все существование марки – Esprit – выпускалась с 1976 по 2004 год! В преддверии третьего тысячелетия в истории Lotus настала новая эра, связанная с появлением на свет моделей Elise и Exige.

WE REMEMBER YOU, COLIN
Проектируя новое семейство среднемоторных спорткаров, инженеры Lotus вернулись к чэпменовской концепции свободного от излишеств автомобиля. В основу родстера Lotus Elise и купе Exige легла пространственная алюминиевая рама, облицованная пластиковыми панелями. Силовой агрегат – компактная 1,8-литровая «четверка» (в первом поколении – производства Rover, во втором – Toyota). О последнем двигателе стоит сказать особо: легендарный мотор Toyota 2ZZ является одним из самых высокофорсированных в своем классе – его мощность без наддува составляет 192 л.с. Столь выдающихся показателей удалось достичь за счет установки головки блока Yamaha и применения технологии VVTL-i, управляющей фазами газораспределения и подъемом впускных клапанов. «Злой» мотор любит обороты выше шести тысяч и охотно раскручивается вплоть до 8000 об./мин.
Прочный композитный кузов, яростный мотор с характеристиками, скорее присущими спортбайку, нежели автомобилю, шестиступенчатая механика – в этом, по сути, заключается весь Exige. В погоне за каждым лишним килограммом снаряженной массы лотусовцы отказались практически от всех опций – кондиционера, ESP, электрических стеклоподъемников, не говоря об аудиосистеме и кожаной отделке. Сэкономить удалось немало: сухой вес машины составляет всего 875 кг. В распоряжение Autotop попала менее аскетичная версия, оснащенная электропакетом, «музыкой» и двойным масляным радиатором; такой автомобиль на 60 кг тяжелее. Впрочем, соотношение мощности и снаряженной массы у этого Exige даже лучше: благодаря установленному компрессору Komo-tec отдача двигателя выросла до 255 л.с. С помощью нехитрых вычислений определяем: на каждую лошадиную силу приходится всего 3,66 кг – результат если не рекордный, то, во всяком случае, достойный.

УЧИТЕ МАТЧАСТЬ!
Про Exige нельзя сказать, что он стопроцентно идентифицируется с первого взгляда – для этого любой Lotus слишком самобытен. Обладающий средними познаниями в области автомобилистики человек без особого труда опознает Ferrari – по алому цвету кузова и гарцующему жеребцу; Lamborghini – по открывающимся вверх дверям, клиновидной форме и изображенному на эмблеме быку; Porsche 911 – по дизайну, не менявшемуся последние сорок лет. Кроме того, автомобили указанных марок – несмотря на немалую стоимость – косвенно относятся к числу объектов массовой культуры: на них любят передвигаться медийные персоны и герои кинофильмов. Lotus – представитель иного мира, безнадежно далекого от глянцевых журналов и пафосных торжеств. Именно в нарочитой непохожести на другие авто кроется причина низкого спроса на британскую легенду: единственный российский дилер продает в год порядка десяти машин. Людей, знающих что-либо о Lotus Exige, следует морально поощрять – например, разрешать сфотографироваться на фоне автомобиля. Хотя большинство делают это без спроса.
Реакция окружающих на Lotus всегда одинаковая: дикий восторг, эйфория ребенка, увидевшего яркую игрушку. В выражении «лица» машины и вправду есть что-то мультяшное, а скромные габариты только усиливают впечатление игрушечности. Стоя рядом с Exige, даже невысокий человек сверху видит его полностью, во всем великолепии сложных граней кузова, переходящих друг в друга.
При всем при этом Exige – настоящий спорткар как по форме, так и по содержанию. После доработки опытных тюнеров под капотом Exige появился компрессор, на кузове – фирменные наклейки Komo-tec, а в салоне – ряд дополнительных приборов.
Водить Lotus приятно и удобно: если приноровиться, можно привыкнуть к тесноте в салоне и к тому, что обыкновенный седан рядом с собой воспринимается как полноразмерный внедорожник. Совсем другое дело посадка в автомобиль – высота Exige составляет всего 1,11 м, при этом расстояние от земли до кромки порогов без малого полметра! Пока двери закрыты, догадаться об этом невозможно: большая часть «препятствия» скрыта за дверной панелью. Внутри непривычно широких порогов проходят магистрали, по которым охлаждающая жидкость отводится от радиатора к расположенному сзади двигателю. Таким образом, чтобы проникнуть в салон, необходимо перенести в узкий лаз сначала одну ногу, затем – заранее сгруппировавшееся тело и лишь потом – вторую ногу. Есть, правда, и приятный момент: жесткую крышу Exige можно снять, открутив несколько винтов. Летом это очень актуально, учитывая отсутствие кондиционера.
Впрочем, как бы то ни было, стихия Lotus Exige – не город и даже не трассовые прямики, а трек и только он: вспомним девиз Чэпмена – «быть быстрым где бы то ни было». Exige – один из немногих автомобилей, создававшийся специально для трековых соревнований. Низкая масса, тщательно выверенная аэродинамика, идеально сбалансированная развесовка – все это наделяет Exige возможностью проходить повороты, будучи словно приклеенным к асфальту. Производитель устанавливает на Exige асфальтовые псевдослики Yokohama Advan 048 (разные по размеру – 175/65R16 спереди и 225/45R16 сзади) и жесткую подвеску, состоящую из двух пар поперечных рычагов. Характерно, что до тех пор, пока не установлены пружины и амортизаторы, ходовую часть закрепляют растяжками во избежание «провисания» рычагов и, как следствие, вероятного ухудшения управляемости.
Однако применительно к тюменским реалиям, все вышеперечисленное – не более чем «высокие материи». Ближайшее место, где можно постичь прелесть езды на Lotus, находится… в Казани. Вам не кажется, что собственному треку пора появиться и в Тюмени?

CHERCEZ LA FEMME
Любопытно, что несмотря на несомненный талант Колина Чэпмена как изобретателя, мир мог попросту не увидеть марки Lotus: для регистрации фирмы Чэпмену банально не хватало сбережений. Недостающие пятьдесят фунтов он в итоге взял у своей подруги. Девушку звали Хейзел – определенно, миссис Чэпмен заслужила право быть увековеченной в истории.

Михаэла Анточ, картингист-любитель:
Lotus Exige – уникальный пример обладания спортивными качествами не на словах, а на деле. Он сложный, упрямый, приниципально некомфортный, но при всем этом – настоящий! «Укрощение» подобной машины способно подарить ни с чем не сравнимые эмоции. Ну, а богатая история марки и ее сегодняшняя редкость, вызванная рядом причин – приятный бонус в дополнение к главным преимуществам.

Фото Антона Овчинникова.

Максим Найденко Комментариев нет. Экзотика
  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • 20-23-1

    Крылатая литера

    Его пытались сделать нарочито авангардным, едва не поступившись канонами марки и заветами сэра Уолтера Оуэна Бентли. Не вышло: «самый технологичный Bentley всех времен» все равно ...
  • мин

    Бросок кобры

    Легенды автомобильного мира не подчиняются общим правилам. Один из признаков избранности – право на отказ от фирменной символики в пользу уникального логотипа, присущего одной-единственной модели. ...
  • Вызов принят!

    Одно из значений английского слова сhallenge – «вызов», иными словами – испытание или проверка на прочность. Когда тюменца Рината Назарова пригласили на тест-драйв Land Rover ...
  • Мисс рулежка

    Этот автомобиль наверняка узнают завсегдатаи «рулежек» и поклонники дрэг-рейсинга. Появившись около года назад на городских автосоревнованиях для любителей, черная Toyota MR-S произвела фурор. Дерзкая и ...
  • Лодочка для двоих

    ПО-ИТАЛЬЯНСКИ ЛОДКА НАЗЫВАЕТСЯ BARCA. ВАМ НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БАРКИ В ВЕНЕЦИИ ИЛИ НА БЕРЕГУ ЛАГО МАДЖОРЕ. ДЛЯ АСФАЛЬТОВЫХ РЕК В САМЫЙ РАЗ БУДЕТ ДРУГАЯ ЛОДОЧКА ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.