Главная » Точка зрения » Геннадий Лоточкин: «Нам не хватает взаимоуважения на дорогах»

Геннадий Лоточкин: «Нам не хватает взаимоуважения на дорогах»

_ANT8318_cr

Геннадий Лоточкин: «Нам не хватает взаимоуважения на дорогах»

Одним из значимых событий уходящего года стало принятие закона «О полиции» и связанная с ним реструктуризация органов МВД. Изменения претерпели все подразделения полиции, включая Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Как отразилась переаттестация инспекторов ГИБДД на деятельности этой службы? Вправе ли автолюбители рассчитывать на лояльное отношение со стороны сотрудников Госавтоинспекции, декларированное в законе? Для обсуждения этих вопросов Autotop встретился с начальником Управления ГИБДД УМВД России по Тюменской области полковником полиции Геннадием Лоточкиным.

Геннадий Дмитриевич, нынешний год был достаточно непростым – работавшая десятилетиями система была существенно изменена. Как «влилась» в новый формат Госавтоинспекция Тюменской области?
- Личный состав сократился, как и предполагала реформа. Ушло порядка 500 человек – это общая цифра по области. Сейчас проводится набор новых сотрудников, требования жесткие, но это хорошо – неспособные для работы в Госавтоинспекции сразу отсеиваются. Несмотря на временные трудности с кадрами, ключевые задачи, которые перед нами поставлены, мы выполняем.
После переаттестации в ГИБДД остались только лучшие инспекторы или те, кому «посчастливилось» сдать экзамены?
- Можно сказать, что остались лучшие. Многие из тех, кто не должен был работать в Госавтоинспекции, ушли. Но, по всей видимости, не все. К сожалению, есть еще в среде инспекторов люди, воспринимающие нарушения ПДД водителями как личное оскорбление. Этого не должно быть, мы с этим боремся, принимаем меры.
Не секрет, что сотрудники ГИБДД порой сами нарушают Правила, дискредитируя Госавтоинспекцию. Инспектора-нарушителя вообще возможно наказать как рядового водителя?
- При наличии доказательной базы – фото-, видеоматериалов – можно и даже необходимо. Потому что инспектор как представитель власти должен быть примером для других участников дорожного движения, образцом водительской дисциплины. Были случаи, когда на сотрудников составлялись административные протоколы за нарушения правил парковки, езду на автомобилях с тонировкой. За грубые нарушения – в частности, езду в нетрезвом состоянии – увольняем из Госавтоинспекции.

В среде автолюбителей в последнее время стало модным досконально знать законы, чтобы общаться с инспекторами «на одном языке». Как вы к этому относитесь?
- Если водитель ориентируется в КоАПе, знаком с формой ответственности за то или иное нарушение, то от этого будет только польза. Помня о штрафе или возможности лишения водительского удостоверения, он еще трижды подумает, стоит ли превышать скорость или ездить непристегнутым. Но есть и другая тенденция, когда автолюбители штудируют законодательные акты только ради того, чтобы вступить в перепалку с инспектором, намеренно его спровоцировать. Вот к этому я отношусь отрицательно. Можно в чем-то поправить инспектора, но не нужно его поучать, апеллируя к каким-то сомнительным источникам, небылицам из интернета. Общение водителя и инспектора должно строиться на взаимном уважении. Вы гражданин Российской Федерации и он тоже. Но он находится при исполнении служебных обязанностей и отвечает за безопасность на дороге, в том числе и вашу. Не нужно обижаться на инспектора, если вас остановили без видимой причины. Поверьте: сотрудники ГИБДД никого не «тормозят» просто так, по личной прихоти. Госавтоинспекция постоянно проводит акции, направленные на повышение безопасности граждан, различные розыскные и специальные мероприятия. Благодаря этому органам полиции удается раскрыть больше преступлений – угонов автотранспорта, карманных краж, случаев незаконного оборота наркотических веществ и т.п. Попросил вас инспектор показать VIN-номер на кузове – спокойно выполните его просьбу, может быть, автомобиль такой же марки, как у вас, находится в угоне и его в данный момент ищут. Если вы ничего не нарушили, вам и переживать не из-за чего. Инспектор документы проверит и еще «счастливого пути» в конце пожелает.
С другой стороны, водитель имеет право знать не только свои обязанности, но и права. Если вас остановили с целью проверки на алкоголь, и прибор показал какой-то мизер – 0,01 промилле, например, потому что вы лекарство приняли – вы имеете право пройти повторную проверку через 15-20 минут. И инспектор обязан предоставить вам такую возможность, а не составлять сразу же протокол. Само по себе знание нормативных актов полезно, мы же ничего не скрываем, просто не нужно переходить границы и доводить все до абсурда.
В связи с реформой перед инспекторами сейчас стоит нелегкая задача: поднять престиж Госавтоинспекции. Насколько это реально и что необходимо предпринять?

- Как будут складываться отношения между водителями и сотрудниками полиции, зависит от обеих сторон. Инспектор не должен считать себя хозяином дороги, автомобилист обязан уважать закон. Вообще, мы сейчас стараемся минимизировать участие инспекторов ГИБДД в вынесении наказаний за нарушения Правил. Вот, на трассах стоят «Арены» (измерительный комплекс для определения скорости транспортных средств – прим. авт.), фиксируют нарушения скоростного режима. Водитель превысил скорость, проехал мимо прибора – ради Бога, инспектору его не нужно останавливать, данные попадут в базу, протокол пришлют по почте. Но штрафы – это еще не все. У нас в этом году процент административных протоколов с вынесением штрафов останется на прежнем уровне – мы уходим от этой гонки, намеренно уходим. Пытаемся работать в предупредительном ключе – это действенная мера, ее ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, тем более что КоАП за незначительные нарушения позволяет выносить предупреждения. Нарушитель нарушителю рознь. С пожилыми людьми, например, вообще нужно обходиться с особым вниманием. Для них это стресс: сначала остановят, потом штраф выпишут, потом в банке в очереди стоять, чтобы оплатить. Ну, забыл человек фары включить, или повернул неправильно – не надо его сразу «бить ремнем», когда можно по-человечески отнестись. А вот получив предупреждение, он и нарушать не будет впредь, и к полиции изменит отношение. Это простая психология, она хороший результат дает. Я вам приведу такую цифру: за полгода сотрудниками Госавтоинспекции области было вынесено 90 тысяч предупреждений. Еще раз отмечу: наша задача – не карать, а обеспечивать безопасность.

«ПОКА ИНСПЕКТОРА РЯДОМ НЕ ПОСТАВИШЬ, БУДУТ НАРУШАТЬ»
Коснемся одной из «больных тем» – продолжительности ожидания экипажа дорожно-патрульной службы участниками ДТП. Есть какие-то резервы в этом отношении?
- На аварии с пострадавшими экипажи выезжают сразу же. «Скорая» подъезжает, за ней мы, плюс-минус пять минут. Обычные ДТП с несильными механическими повреждениями могут рассматривать аварийные комиссары. Надо смириться, что быстрее оформлять дорожно-транспортные происшествия не получится: дежурную часть сейчас подсократили. Утром с помощью нарядов патрулирования производим замеры: если экипаж по пути аварию видит, то чаще всего оформляет. Специально для выдачи справок по ДТП работают три пункта – в центре, в заречной части, на Пермякова; скоро еще один пункт откроется. Но вообще могу только порекомендовать ездить аккуратнее, чтобы потом полдня не стоять.
Недавно на дороги города в массовом порядке вышли регулировщики. С чем это связано?
Совершенно верно, на сегодняшний день 150 инспекторов несут службу на 75 перекрестках областного центра в часы «пик», утром и вечером. При этом светофоры все исправны, просто у отдельной категории водителей менталитет такой: пока инспектора рядом с собой не увидит, будет нарушать. В определенные часы утром и вечером крупные перекрестки полностью блокируются – люди едут и на желтый сигнал, и на красный. Им без разницы, что в поперечном направлении поток встанет, главное – пять метров для себя отвоевать. Половина дорожных заторов возникает из-за того, что у нас культуры нет. Это удивительно даже: люди позволяют себе за рулем то, чего в другой ситуации, без автомобиля, никогда бы не позволили. В магазине ведь никто не лезет без очереди, а за рулем – постоянно лезут вперед всех, и по обочине, и по «встречке», и на красный свет. Кто способен на то, чтобы на улице подойти к незнакомому человеку и просто так ему нос разбить? Никто – все осознают, что это хулиганство, статья, срок. Зато чуть не каждый готов на «встречку» выехать в нарушение правил. А это самое настоящее преступление, оно умышленно совершается, и может привести не то что к травмам – к гибели людей.
А относительно регулировщиков – правильная мера, уже пошли положительные отзывы. Мама смогла раньше ребенка из садика забрать, ребенок больше времени с мамой провел. Наша задача – помогать гражданам, мы хотим повернуться к народу. Кстати, с 1 января штраф за выезд на перекресток, на котором образовался затор, возрастет до тысячи рублей – недавно поправку в КоАП внесли.
Вы лично жезл давно в руки брали?

- Вчера. Ехал с водителем в служебном автомобиле, заметил нарушение Правил. Скомандовали водителю остановиться, составили протокол. Если вижу нарушение – всегда принимаю меры.
Периодически в Тюмени совершаются ДТП с тяжкими последствиями, вызывающие широкий общественный резонанс. Очень часто в интернете раздаются призывы к Госавтоинспекции взять происшествие под особый контроль, чтобы виновные понесли справедливое наказание.
- У Госавтоинспекции нет такой функции. Мы можем только восстановить картину происшествия, провести на месте ДТП техническую экспертизу, но не более. Что касается определения виновника, то этим занимается следственное управление, оно же назначает меру пресечения. Сейчас ведь даже «права» не инспектор изымает, а суд.
Последние несколько лет аварийность в регионе падает. Что еще можно сделать для снижения числа ДТП?
- Ежегодно Госавтоинспекцией проводится свыше полутора десятков профилактических акций, направленных на повышение безопасности на дорогах и транспорте. Названия мероприятий говорят сами за себя: «Автобус», «Фары», «Перекресток», «Дети», «Пешеход». Мы проводим учебные занятия в школах и детских садах, встречаемся со студентами, демонстрируем фильмы, снятые по заказу ГИБДД России. В этом году Тюмень принимала участников Всероссийского конкурса «Безопасное колесо» – на соревнования по знанию ПДД приехало больше 200 ребят со всей страны. В сентябре Госавтоинспекция совместно с общественной организацией автомобилистов «Свобода выбора» приступила к реализации программы «Народный патруль». Это долгосрочная акция, в которой приветствуется участие всех желающих. В числе первых волонтеров, помогающих инспекторам – студенты Нефтегазового университета. Любят подключаться к ночным дежурствам экипажей, уже были свидетелями задержания водителя, находившегося в состоянии наркотического опьянения. «Народный патруль» чем-то напоминает практику дежурства дружинников в советские годы. Почему это хорошо? Работа Госавтоинспекции становится более прозрачной: волонтеры выступают свидетелями, понятыми, опять же, взятку при них инспектор уже не возьмет.
Но профилактика – лишь одна сторона медали. Необходимо изменить сознание людей, чтобы они осознавали ответственность за происходящее на дороге. Почему происходят аварии? Не хватает взаимоуважения между участниками дорожного движения. Чтобы водитель уважал пешехода, пешеход – водителя. Чтобы взрослые берегли детей. Пропускаешь ребенка на переходе – покажи ему рукой, что можно идти, только убедись, что рядом никто не несется. К родителям претензии есть: сами переходят дорогу в неположенном месте и детей учат нарушать. Отсюда и травматизм. Страшно: ребенок никогда не сможет участвовать в нормальной жизни государства, обучаться в школе, вузе, творческая жизнь прекращается.

ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ УТИЛИЗАЦИИ
Геннадий Дмитриевич, в начале года Госавтоинспекция торжественно рапортовала о том, что в каждом патрульном автомобиле появились ноутбуки, подключенные к базе данных ГИБДД. А потом они исчезли, и сейчас водителей «пробивают» по штрафам по старинке, делая запрос по рации. Что произошло?
Подвело программное обеспечение, неправильно там что-то разработчики просчитали. Вообще, нам простительно: Тюменская область уже много лет первая тестирует все эти новшества. Оплату штрафов через терминалы мы первыми в России ввели два года назад. Спасибо губернатору: выделил деньги, администрация области выступила заказчиком, а не какая-нибудь сторонняя контора. Так и с компьютерами – модемы не справлялись, сейчас их обновили, к Новому году вернем технику обратно в патрульные машины. Нужно учитывать сложность наших запросов: если в Москве база выдает данные только о регистрации транспортного средства, то у нас информация и на автомобиль, и на владельца – водительское удостоверение, административная практика, если нужно будет – дактилоскопия…
Обстановка в Тюмени, в принципе, ясна – как насущные проблемы, так и способы их решения. А как обстоит ситуация в районах? Основная беда все та же, езда в нетрезвом состоянии?
- Все верно. Притом в 2010-2011 гг. мы наблюдаем рост числа «пьяных» ДТП в районах по неожиданной причине – из-за программы утилизации. Такой вот побочный эффект, никто его предугадать не мог. Представьте – живет себе в деревне Иван Иваныч Иванов, выпивает каждый день. Машина у него стоит во дворе сломанная – двигатель не работает, коробка вывалилась, так что пьет он или не пьет – это, в общем-то, его личное дело: пока пешком ходит, никого не собьет. А тут – раз, и программу утилизации объявляют. Вот он притащил на «удавке» свой хлам, сдал, получил сертификат. Денег подзанял и купил новую машину. Так вот, пить-то он не бросит – привычка сильнее – но уже будет ездить. И на трассу не побоится выехать, чтобы в соседней деревне «добавить». И даже если «права» отнимут, все равно еще попытается сесть за руль. Это реальная проблема, у нас из районов сводки тревожные.

ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА
Геннадий Дмитриевич, вы – обладатель самой большой в России коллекции полицейских шевронов. Расскажите о своем собрании, ведь тематику коллекции нельзя назвать распространенной.
- Собираю шевроны уже пятнадцать лет. В коллекции сейчас примерно 600 нашивок. Привожу из командировок, обмениваюсь, знакомые находят и дарят. Самые разные страны представлены: вся Европа, Америка, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Куба, Китай, Корея, Пакистан, Филиппины, можно очень долго перечислять. Что интересно – ни в одной стране мира нет таких стандартных шевронов, как у наших полицейских. А ведь это – показатель отношения государства к полиции. Любую нашивку взять – приятно посмотреть: где-то герб рельефный, где-то флаг лакированный. В Америке в каждом штате свой шеврон, так вот на них часто этот же самый штат изображен, по форме границ. Кстати, в США – самое неформальное отношение к полицейской службе. Вот, смотрите, здесь собраны шевроны уникальных подразделений – пляжной охраны, ресторанной охраны, детского надзора. «Апельсиновая полиция» – даже представить себе такое сложно. Я не утверждаю, что мы должны прийти именно к такой практике, но то, что благодаря таким «вольностям» в обществе складывается более теплое отношение к полицейским, это факт. Мне вот этот шеврон нравится, его после катастрофы 11 сентября выпустили. Здесь изображены башни-близнецы, а над ними – посвящение погибшим при исполнении долга. Значит, чтят своих товарищей, помнят об их подвиге.
Об удобстве ношения формы за рубежом тоже не забывают. Вот шеврон из Египта, я его лично выменял на нашу российскую нашивку. Поскольку в Египте климат жаркий, шеврон просто на рукаве завязывается, отдельно от формы можно его постирать. Есть на липучках шевроны, а в Южно-Африканской Республике полицейский знак вообще на магните, к металлической заклепке на рубашке крепится. Вот вам и Африка…
Но что-то ведь и у нас хорошо. Что вас, как водителя, в Тюмени радует?
- Реконструкция улицы Республики. Будущей весной уже свободно город поедет. Такое масштабное строительство не в каждом городе возможно: сложно, дорого… Но Тюмень без широких улиц задохнется.
У нас же сейчас 350 автомобилей на тысячу населения приходится?
380 уже, а с иногородними и транзитом – все 400. Это очень большой показатель. Мы сравнивали – почти как в европейских столицах: Мадриде, Париже, Лондоне.
Завершая нашу беседу, хотелось бы услышать вашу оценку уходящему году…
Вы знаете, есть такое полицейское поверье: в декабре о статистике не говорить. В январе организуем по традиции пресс-конференцию, там и огласим все цифры. А пока просто продолжаем работать.

Фото Антона Овчиникова

  • Рекомендуем прочесть похожие записи

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.