Главная » Точка зрения » Николай Завалишин: «Расцвет тюменского ралли еще впереди»

Николай Завалишин: «Расцвет тюменского ралли еще впереди»

_ANT5024_cr

Николай Завалишин: «Расцвет тюменского ралли еще впереди»

Кандидат в мастера спорта по авторалли, победитель этапов Кубка России и Кубка клубнго ралли Николай Завалишин ответил на вопросы Autotop и предоставил для знакомства свою боевую Honda Civic Type R.
Наверное, к характеристике тюменского автоспорта в достаточной мере подходит фраза, выбранная в качестве слогана к недавней кинопремьере – «Спасибо, что живой». В данном случае это означает – спасибо тем, кто развивает ралли и спринт, спасибо тем, кто выступает под флагом области, спасибо всем сразу и каждому в отдельности.
По ряду причин тюменский автоспорт локален: хороших раллистов много, но мало кто из них известен за пределами региона. О реалиях и перспективах автомобильного спорта мы решили побеседовать с Николаем Завалишиным. Почему именно с ним? Во-первых, он один из тех, кто стоял у истоков тюменского авторалли. Во-вторых, харизматичный и открытый для общения, Николай является давним другом журнала. И наконец, в-третьих, машина, на которой Николай выступает четвертый сезон, далеко не самая распространенная.

Как известно, у большинства отечественных автоспортсменов свой путь в ралли или «кольцо», совершенно непохожий на классический западный. Яркий пример – Николай Фоменко, начавший свою карьеру пилота с «гонок на выживание» в возрасте далеко за тридцать. Как попали в автоспорт вы?
– Отнесу себя к большинству. Начал тоже не рано, и далеко не с картинга. В 2003 году на ипподроме проводились параллельные ледовые гонки. В то время у меня был обычный гражданский автомобиль, Daewoo Nexia. Я приехал посмотреть на тренировки участников соревнований, конечно же, было очень интересно наблюдать за тем, как авто в глубоком заносе проходят виражи. Меня уговорили попробовать выехать на круг – так, ради интереса. После того как я разобрался, что и как нужно делать, каждый круг был все лучше и лучше. Я тогда сразу понял: это – мое.

В том сезоне я принял участие в трех гонках и всегда был на пьедестале, занимая 3-е, 1-е и 2-е места. С тех пор автоспорт стал частью моей жизни.
К 2005 году почувствовал, что готов принять участие в ралли. На пару со своим другом Сергеем Ивановым мы купили старенькую «восьмерку», вмонтировали в нее каркас безопасности и впервые выехали на этап Клубного ралли, проходивший в г. Кыштым. А за ним еще этап, и еще…
В 2007 г. построили новую, по-настоящему раллийную «восьмерку». В ней уже стоял 160-сильный мотор, прямозубая 6-ступенчатая коробка, тормоза с регулятором усилий. Хорошая, в принципе, машина была, только надежности ей не хватало. Поэтому спустя год приняли решение пересесть на иномарку. Купили кольцевой кузов «Хонды» с каркасом. Кстати, именно Николай Фоменко раньше выступал на нашей машине в «кольце». А чтобы заполнить кузов начинкой, в Японии был заказан «донор» – Honda Civic Type R.

Почему именно Honda? Мне казалось, что абсолютное большинство раллистов стремится выступать на Subaru Impreza…
- Ну, в какой-то мере так и есть. Но в ралли ведь несколько классов: N-группа, 4000Н, 2000Н, 1600Н, 1400Н. У Subaru полный привод, а мне, например, нравится передний. Можно, конечно, стремиться к автомобилям формата WRC стоимостью 200-400 тысяч евро, но это сказка… Мы выбрали Honda и не прогадали. Двигатель В16В, который устанавливали на первое поколение «эрки», выдавал в стандарте 180 л.с. при объеме 1,6 л. Атмосферный двигатель, без турбонаддува!
В моторе моего автомобиля заменен блок управления двигателем на Hondata, с помощью которой были изменены настройки V-ТЕС (на 5400 об./мин), а отсечка сдвинута на 9200 об./мин. Сейчас расчетная мощность двигателя 200 л.с. У хондовских моторов отличные мощностные показатели, ну и конечно же надежность на высоте.
Хотелось бы узнать о машине подробнее…
- Коробка передач – прямозубая, кулачковая. Передаточное число главной пары 5,3. Дисковая блокировка. Подвеска Proflex. Регулятор тормозных усилий. В кузове установлен каркас безопасности. Сделаны всевозможные усиления для облегчения кузова. Установлена защита двигателя и бензобака из 10-миллиметрового дюралевого листа. Почти вся электрика выведена на одну панель с тумблерами, что повышает надежность электрической цепи.
Во сколько встала постройка автомобиля для участия в ралли?
Дороже всего обошлась спортивная подвеска с возможностью настройки амортизаторов, сто семьдесят тысяч. Кулачковая коробка – сто пятьдесят. Каркас безопасности – «полтинник». Спортивные кресла UNP – двадцать пять тысяч, ремни Sabelt восьмиточечные – тридцать. Экипировка: шлем Sparco с переговорным устройством Peltor – 30 000 руб., защита шеи HANS – столько же, комбинезон Sparco – 15 000, обувь – 7 000, перчатки – 4 000. Дорого стоит спортивная резина: летние покрышки для гравия – 10 000 руб./шт., зимние с шипами 4,5 мм – 15 тысяч за штуку. А расход спортивной резины – 4-6 покрышек на одну гонку. В ходе гонки используется специальное спортивное топливо, бензин с октановым числом 100. Литр стоит 170 рублей.
Наверное, в сказанном кроется ответ на следующий вопрос: почему у нас так мало раллийных пилотов…
Отчасти верно. Ралли – очень затратный вид спорта. Важно понимать, что вложив немалую сумму в автомобиль, на выходе ты получаешь машину, на которой невозможно передвигаться где-либо, помимо соревнований. От этапа до этапа она стоит в боксе, к месту старта она перемещается на прицепе. Притом, если ты участвуешь в Кубке России, расширяется и география проведения гонок: это может быть Псков, Карелия, Туапсе… Любому из этих этапов предшествует путь в две с половиной – три тысячи километров.
Правда, задача гонщика – отыскать не деньги, а спонсора, готового поддерживать твое выступление. У нас сейчас хорошие спонсоры – непосредственно у нашей команды является ООО «Газпром переработка», магазин «Шпионские штучки» (www.spy72.ru), техническую помощь оказывает автосервис RS-Auto и его опытнейшие механики.

Касательно тюменского ралли скажу так: у нас с 2005 года выступают почти одни и те же люди. С одной стороны, это хорошо: время не проходит даром, спортсмены получают опыт, мастерство, разряды. С другой стороны, любому спорту нужен приток свежих сил. А его нет, возможно дорого, возможно слабая популяризация данной дисциплины. Я сейчас не говорю за спринт, там как раз дела обстоят неплохо, хотя я деталей не знаю. Но что такое спринт – проехал этап, завтра на этой же машине едешь на работу. Наступили выходные – снова едешь этап. Уровень все-таки очень разный.
Для успеха пилот должен находиться в составе своеобразного квартета: механика – это машина, финансовый «тыл» – спонсор, органы управления – пилот, ну а мозг, как водится, штурман… Если серьезно, насколько зависит победа в гонке от слаженности действий пилота и штурмана?
- На результат может влиять много причин: это и подготовка автомобиля, и слаженность работы команды, состав участников, правильное написание стенограммы, ну и, конечно же, работа пилота и штурмана в ходе гонки. Мы с Сергеем поначалу участвовали в ралли, меняясь местами в ходе Кубка, так что работу штурмана я знаю «от и до», и доля ответственности, которая ложится на плечи штурмана, мне знакома. Нужно четко и своевременно давать команды пилоту и вести автомобиль по всему маршруту ралли. Мой нынешний штурман Александр Шилков в прошлом году начинал почти с нуля, «вкатывался» постепенно, от этапа к этапу. Поначалу, естественно, не обходилось без ошибок.
Повороты на сколько градаций делите?

- На десять. Ноль, один, два, два круто, три, три круто, четыре, четыре круто, пять, шесть. Ноль – почти незаметный изгиб трассы, легкая корректировка рулем, шесть – шпилька.
Мы прерываем беседу, чтобы детально обследовать машину Николая. Если мысленно убрать с кузова наклейки и не заглядывать в голый салон, раллийная Honda выглядит как обычный Civic. Ну да, красное поле эмблемы «как бы намекает», что это Type R. Еще зимой первым делом в глаза бросаются узкие покрышки размерности 145/80R16, причем от разных производителей: спереди стоит Michelin, сзади – Pirelli. «Передние лучше гребут по снегу, а задние, с асимметричным протектором, хорошо следуют за ними», – поясняет Николай.
Помимо этого, снаружи взгляд цепляется за четверку прожекторов на капоте и фиксаторы капота и дверцы багажника. Переходим в салон.
«Спартанский», «спорт» – кто бы что ни говорил, а связь между этими словами есть, и немалая. В салоне раллийного автомобиля (любого, вне зависимости от марки) присутствует набор одних и тех же девайсов. Все функционально не на сто, а на двести процентов. Вместо центральной консоли – карбоновая панель с тумблерами, отвечающими за пуск мотора, свет фар и фонарей, работу вентилятора. Тут же – блок предохранителей. В ногах у пилота – домкрат, в ногах у штурмана огнетушитель. Есть и «бонус»: в автомобиле установлено несколько миниатюрных видеокамер для экстремальных видов спорта, предоставленые магазином «Шпионские штучки», которые ведут запись заездов.

Тем временем фотограф, закончив съемку «Хонды», дает указание расставить перед машиной кубки – выигранные Николаем призы мы попросили привезти с собой. Из недр фургона IVECO – технички команды «СибирьАвтоСпорт», в составе которой выступает экипаж Завалишин/Шилков – появляются две объемные коробки.
- Николай, а правда, что на сленге раллистов кубки называются сахарницами?
- Правда. Сахарницы они и есть.
Выстроенные в ряд пятнадцать «сахарниц» внушают уважение. К слову, с «Хондой» дело пошло быстрее, нежели с «восьмеркой».
Увековечив на фото спортивные регалии Николая, мы готовимся к самому интересному. Наше интервью не зря проходило на Алебашево: Николай приехал потренироваться перед гонкой в Тобольске (3-4 февраля, прим. авт.) и заодно проверить машину. В отсутствие штурмана правое кресло занимаю я. Не без труда: к цепкому хвату «ковшей» UNP нужно привыкать.
Пощелкав тумблерами, Николай заводит двигатель. Вбивает первую. Короткая пауза и «Хонда» превращается в ракету горизонтального взлета. Описать стремительность разгона словами, пожалуй, еще можно: все-таки, встречались машины и побыстрей. Но звук, этот звук!… Помните про отсечку на 9200?От этой цифры отдает неприступностью Эвереста: обороты свыше 8, а тем паче – 9 тысяч – величина, недосягаемая для абсолютного большинства «гражданских» автомобилей. Яростное стаккато в 120 (навскидку) децибел сверлит мозг, но именно это, а не прохождение поворотов в боковом скольжении, заставляет прочувствовать реальность происходящего. …Третья передача, на тахометре девять, на спидометре сто двадцать. «Хонда» летит к верхней точке овала. Удар по тормозам, и Николай вбивает вторую. Коробка отзывается «зубовным скрежетом» шестерен – будь в машине установлена обычная КПП, она бы сейчас разлетелась на тысячи осколков. Но такая езда – еще даже не боевой, а тренировочный режим: в гонке и скорость выше, и повороты круче, а каждый метр трассы непохож на остальные. Впрочем, за это ралли и любят как пилоты, так и зрители.
…После нескольких кругов Honda замирает возле места старта. Освобождаюсь из цепких объятий Sabelt’овской «растяжки» и вылажу из машины. Вестибулярка в порядке, а вот рев в ушах останется надолго…

Досье.
Николай Завалишин.
Родился в 1979 г. в с. Покровское Тюменской области.
Участвовал в 27 этапах Кубка России по ралли и этапах Национальной гоночной серии Кубка клубного ралли в городах Тюмень, Ялуторовск, Кыштым, Касли, Асбест, Сатка, Псков, Туапсе и др.
Сходы с трассы – 8, из них перевороты – 2, столкновение с деревом – 1, вылеты с трассы – 2, по техническим причинам – 3.
Призовые места:
3 место – 5 этап Национальной гоночной серии Кубок клубного Ралли «Тур-2006-Зима»
1 место – 7 этап Кубка России по ралли «Горный лен – 2009»
3 место – 7 этап Национальной гоночной серии Кубок клубного Ралли «Западная Сибирь – 2009»
3 место – 6 этап Национальной гоночной серии Кубок клубного Ралли «Южный Урал – 2010»
2 место – 8 этап Национальной гоночной серии Кубок клубного Ралли «Полевой острог – 2010»
3 место – 6 этап Национальной гоночной серии Кубок клубного Ралли «Горный лен – 2011»
2 место – 6 этап Национальной гоночной серии Кубок клубного Ралли «Южный Урал – 2011».
1 место – 5 этап Кубка России по ралли «Малахит – 2011»
1 место – 9 этап Кубка России по ралли «Альянс-Авто – 2011»
1 место – 17 этап Кубка России по ралли « Энергогарант – 2011».

фото Антона Овчиникова

прокалывание ушей в минске

  • Рекомендуем прочесть похожие записи

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.