Главная » Былое и думы » Чайки над волгой, или расставим точки над «ё»

Чайки над волгой, или расставим точки над «ё»

volga

Трижды в истории отечественного автомобилестроения на лучшее название для готовящегося к производству нового автомобиля объявляли всенародный конкурс.

Впервые это произошло, когда на только что выстроенном автогиганте ВАЗ в только что выстроенном городе Тольятти готовились осваивать производство лицензионной итальянской малолитражки FIAT-124. Кстати, в данном случае отдельного упоминания заслуживает ключевое, определяющее первое слово, персонифицирующее стандартное словосочетание «автомобильный завод». Традиционно (за исключением Москвы) это было прилагательное, образованное от имени города, в котором завод располагался: Горьковский – ГАЗ, Запорожский – ЗАЗ, Минский – МАЗ, Кременчугский – КрАЗ… По логике, автозавод в Тольятти должен был называться «ТАЗ», однако еще не успевшее себя скомпрометировать производство пощадили и нарекли «Волжским», по имени реки, на которой стоял город (бывший Ставрополь-на-Волге, кстати). Правда, в этом смысле ГАЗ тоже являлся ВАЗом!
Итак, автомобиль для производства был выбран. Серьезные изменения конструкции позволили использовать в метриках аутентичное обозначение ВАЗ-2101, а имени собственного у новой машины не было. Придумать его доверили будущим покупателям, для чего и объявили всесоюзный конкурс.
В сентябре 69-го журнал «За рулем» подвел промежуточные итоги. По свидетельству журнала, из почти 55 000 полученных писем условиям конкурса отвечало 48 тысяч 613 предложений. В итоге на рассмотрение жюри было выдвинуто 1812 вариантов названий. Дело в том, что граждане ан-масс фантазией не блистали, и такие благопошлости как «Мечта», «Весна» или «Луч» встречались по две тысячи раз с гаком. Даже симпатичное имя «Лада» предложили полторы тысячи конкурсантов.
Откровенный креатив («Директивец», «Новорожец») был отвергнут, равно как не прошли в финал названия «с потолка»: «Мемориал», «Мадонна». Восемь «суперфиналистов» (запечатанный конверт с «топ-8» передали представителям Минавтопрома и ВАЗа для определения победителя) избирались среди таких незатейливых слов как «Аргамак», «Сокол», «Гвоздика», «Фиалка», «Катюша», «Руслан», «Атаман», «Искра», «Аврора» и т.п.
Есть две версии происхождении окончательного варианта, то есть, слова «Жигули».
В декабре 1970 все тот же журнал «За рулем» объявил, что высокое отраслевое жюри выбрало слово «Жигули» именно из представленных на его суд восьми лучших вариантов. При этом, по утверждению журнала, это слово предложили 2154 (!) соискателя.
По другой версии, название «Жигули» в последний момент к действительно существовавшей восьмерке народных вариантов присовокупил некий тольяттинский конструктор по фамилии Черный, и именно его идея больше всего понравилась министерским чиновникам.
Беда пришла, откуда не ждали. Почти сразу выяснилось, что слово «Жигули» в транскрипции многих европейских языков созвучно слову «жиголо», что, понятное дело, спросу на автомобиль поспособствовать не могло. Поэтому сразу было придумано название специально для экспорта – «Lada». И слово красивое, и с парусной ладьей, в которую трансформировалась буква «В» на эмблеме ВАЗа, перекликается… Ну, а позже бренд «Лада» стал общим для всех машин Волжского автозавода.

«САМАРА» ИЛИ «КАМАПА»?

Прежде чем перейти к рассказу о втором всенародном конкурсе, хочу покончить с темой ВАЗа, успевшего поучаствовать еще в паре «заварушек» с названиями своих машин.
В начале 80-х конструкторы Серпуховского мотозавода наконец получили карт-бланш на разработку полноценного микроавтомобиля для инвалидов. В ходе самостоятельной работы над проектом серпуховчане создали несколько нежизнеспособных прототипов и великолепное название – «Ока». Именно на Оке подмосковный городок и стоит.
В апреле 1982 года министр автопрома Поляков решил подключить к разработке микролитражки специалистов ВАЗа, а годом позже – и КамАЗа, поскольку проект вышел за рамки сугубо «инвалидного», и речь шла уже о создании нового народного автомобиля. Несмотря на объединенные усилия трех КБ, в роли формального заказчика выступал Серпухов, поэтому предложенное СМЗ название «Ока» до поры до времени никто не оспаривал. Однако случилось так, что первым серийное производство нового автомобиля освоил КамАЗ, где ВАЗ-1111 начали выпускать под именем… «Кама», то есть, ничтоже сумняшеся, перетянули одеяло на себя. Серпуховчане бурно протестовали, татарским автопроизводителям пришлось от альтернативного названия отказаться.
Второй случай широкой огласки не получил, поскольку за пределами Центра стиля ВАЗа резонанса не имел.
В 1984 году началось производство первой переднеприводной тольяттинской модели ВАЗ-2108. Автомобиль назвали «Спутник», причем на экспорт первое время он поставлялся под этим же именем, только в «латинской» транскрипции («Sputnik»), поскольку это слово по инерции, с 1957 года, считалось интернациональным. Ан нет. Не пошло название – ни на внешнем, ни на внутреннем рынке. И тогда решили подыскать новое имя.
Вот как о попытке переименования вспоминает конструктор-кузовщик АвтоВАЗа Сергей Добров:
«Когда стало ясно, что первое имя собственное – «Спутник» – на внутреннем рынке не приживается, решили произвести ребрендинг, воспользовавшись экспортным названием этих машин – «Samara». Предполагалось, что на автомобилях для внутреннего рынка «Самара» будет писаться по-русски. Поскольку переименовывать автомобили без видимых причин не принято, решили приурочить это к ближайшей плановой модернизации.
Случай представился в 1990 году, когда планировался легкий рестайлинг автомобилей «восьмого» семейства. Одним из новшеств должны были стать широкие молдинги на боковинах. Тут на сцене появляюсь я – молодой специалист. Эти молдинги и были моей самой первой самостоятельной работой на ВАЗе. И вот принесли дизайнеры художественное предложение по молдингам в двух вариантах написания слова «Самара»: русскоязычном и латинском. А через несколько дней прибегают и забирают русский вариант – выяснилось, что многие норовят прочитать русскоязычный вариант на англоязычный манер. Смотрят на слово «Самара», а читают «Камапа». Во избежание подобных недоразумений от русскоязычного написания решили вообще отказаться. В серийную комплектацию семейства эти молдинги так и не вошли, но «оргвыводы» сделать позволили. Когда в 1994 году от названия «Спутник» окончательно решили отказаться, русскоязычный вариант написания «Samara» даже не рассматривался».

* * *
Lada Priora (ВАЗ-2170), производство которой началось в 2007 году, – первый в нашей стране автомобиль, названный по западному принципу звучным, но абсолютно ничего не значащим словом, то есть лексемой, лишенной какого бы то ни было семантического обеспечения. Во всяком случае, хотелось бы надеяться, что авторы этого названия думали именно так и не заглядывали в латинско-русский словарь. Потому что в переводе с латыни «priora» означает «прежнее».
А теперь вернемся в совсем недавнее прошлое. Название новой бюджетной «Лады» – «Гранта» (точнее, Granta) – тоже появилось в результате народного конкурса, который Волжский автозавод объявил в конце июня 2010 года. Только я бы этот случай не считал. Во-первых, всенародным этот конкурс назвать никак нельзя – о нем мало кто слышал. Во-вторых, варианты от соискателей принимались на протяжении… всего девяти дней.

ПУМА – ЖИВОТНОЕ НЕ НАШЕ

Второй в истории нашего автопрома всенародный конкурс на лучшее название для нового автомобиля был объявлен в ту пору, когда Запорожский автозавод мучительно искал средства для начала производства принципиально новой для себя модели – переднеприводного ЗАЗ-1102.
И снова уместно обратиться к воспоминаниям участника событий. На сей раз это известный украинский публицист Леонид Сапожников:
«Я вел тогда в журнале «Украина» ежемесячный автомобильный раздел и пригласил участвовать в конкурсе на лучшее название для переднеприводного ЗАЗа читателей.
Пришло больше сотни предложений – остроумных, нелепых, всяких. Автор одного из них (к сожалению, не помню его фамилию) написал примерно следующее:
«Хорошо бы назвать ПУМА. Во-первых, ЗАЗ-1102 изящным и динамичным силуэтом напоминает этого зверя. А во-вторых, ПУМА расшифровывается как «Пiвденно-Український Малолiтражний Автомобiль» (Южно-Украинский… – прим. К.Андреева).
Предложение показалось мне очень интересным, и я тут же позвонил авторитетному члену жюри – заместителю секретаря заводского парткома по идеологии.
– Не пойдет, – ответил он. – Не наше животное. Чуждое.
Тихо злясь, я развернул другое письмо:
– Ну, что ж… Вот идейно безупречный вариант: ВIЛ, что расшифровывается автором предложения как «Володимир Iллiч Ленiн». И в то же время «вiл», то есть «вол», животное как нельзя более наше.
– Издеваетесь?!..
Вот так не прижилась у нас «Пума». Десять лет спустя под этим именем «Форд» стал выпускать свое небольшое купе для западноевропейского рынка. А в степях Украины расплодилась «Газель» – тоже совсем не наше животное. Но многочисленных покупателей это почему-то не смущает».
Ну, а победил, как известно, вполне симпатичный вариант «Таврия».

«ДУЛЬСИНЕЯ», «КОЛОБОК» И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

В январе 2010 года компания «Онэксим» Михаила Прохорова заявила о своем намерении создать и выпускать совершенно новый «народный автомобиль». Видимо, господин Прохоров сотоварищи пребывают в эйфорическом состоянии, описанным в свое время Лениным предельно точно: «…страшно далеки они от народа», поскольку, в конечном счете, их детище – само по себе весьма привлекательное и прогрессивное – по своей «начинке» существенно превосходит потребности большей части населения России.
Тем не менее, в адрес народа был сделан реверанс: на название для будущей машины Прохоров объявил всенародный конкурс, причем его условия были беспрецедентно демократичными. С 1 июля по 1 августа 2010 года все желающие могли присылать свои варианты на официальный блог проекта, а с 1 по 10 сентября победителя должно было определить опять же народное голосование.
В первый день нового учебного года представители «Онэксим» вынуждены были констатировать, что народ с поставленной перед ним задачей не справился. В рамках конкурса компания получила 11 тысяч 365 вариантов названий, однако большинство из них «не соответствовало образу нового автомобиля» (формулировка организаторов), а остальные не прошли правовую проверку.
Что и говорить, с тех пор, как люди придумывали имена для будущих «Жигулей» или «Таврии», многое изменилось. Изменились и сами люди. Поэтому большинство вариантов изначально задумывалось авторами не как реальное название, а как некий кукиш, который можно безнаказанно показать инициативному олигарху.
Судите сами, вот какого рода варианты присылали соискатели: «Авосс» (производное от русского «авось»), «Аксон» (отросток нервной клетки, по которому идут нервные импульсы), «Батрак», «Блоха», «Везунчик», «Горфренд», «Дульсинея», «Колобок», «Мопс», «Матрена», «Матрос», «Мерин», «Пердик» (по заверению автора варианта, именно так звался племянник и ученик Дедала, легендарного строителя и художника), «Проходимец», «Самовар», «Серый Волк», «Тунгус», «Ура!!!», «Халява», «Хулиган», «Циник», «Чебурашка», «Штепсель», «Эклектика».
При этом хочу искренне восхититься названием, которое своему автомобилю, в конце концов, дали сами разработчики – «Ё». Михаил Прохоров объяснил столь неожиданное решение тем, что, во-первых, «ё» – уникальная буква, существующая только в русском языке, а, во-вторых, «ё» – седьмая по порядку в алфавите, а это число всегда связывают с понятиями удачи и везения.
От себя могу добавить, что буква «ё» симпатична эстетствующей интеллигенции («мы теряем её!»), а звук «ё» верно служит менее одухотворенным слоям населения для выражения сильных эмоций и является фонетической доминантой в соответствующих восклицаниях – от восхищенного «ё-моё!» до гораздо более крепких оборотов.
Кроме того «ё», произнесенное англоговорящим субъектом, созвучно слову «your» – «твой», «твоя», «твоё»… «ваш». Короче, по-настоящему здорово.

Продолжение – в следующем номере.

Константин Андреев Комментариев нет. Былое и думы
  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • IMG_7908_filtered_cr

    ТУПИКОВАЯ ВЕТВЬ ЭВОЛЮЦИИ

    ТУПИКОВАЯ ВЕТВЬ ЭВОЛЮЦИИ Необходимость прибывать к месту ЧП как можно быстрее заложена в названии лишь одной из трех основных служб – «Скорой медицинской помощи», но ...
  • min

    Чайки над волгой, или расставим точки над «ё»

    Свято место, как известно, пусто не бывает. Всякий материальный объект (будь то предмет или живое существо) нуждается в словесном выражении, и если официальное «выражение» не ...
  • min

    Чайки над волгой, или расставим точки над «ё»

    Продолжение. Начало – в №8 – 10, 2011 Не секрет, что во многом история отечественного автопрома – это история несбывшегося, хроника созданного, но невостребованного. При ...
  • Наш автопром: генетическая экспертиза

    В последнее время мы все чаще слышим прогнозы о скорой кончине российского автопрома. Оговоримся – речь идет, конечно же, об исконно отечественных марках. За первое ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.