Главная » Точка зрения » Водитель водителю брат, или о пользе автомобильных клубов

Водитель водителю брат, или о пользе автомобильных клубов

Warndreieck

Водительская солидарность в России – национальная черта, возможная лишь в стране с вечным дефицитом дорог, горючего, автомобилей и запасных частей к ним. Кому из нас не случалось просить в пути о помощи или оказывать ее самому? Рассказать об одном из таких случаев – мой автолюбительский и журналистский долг.

До приобретения своей нынешней машины – Audi 100 «бальзаковского» возраста – я не состоял ни в одном из популярных ныне автоклубов. Покупка «немки» открыла для меня мир безграничного комфорта и безупречной эргономики, которых тщетно ждать от изделий отечественного автопрома. С другой стороны, эксплуатация редкой модели повлекла за собой поиск информации по ремонту и запчастям. Так я зарегистрировался на домашнем сайте всех «аудиводов» от Бреста до Камчатки www.audi100.ru.
Форум сайта, посвященного одной-единственной модели, оказался сокровищницей полезных советов. Ежедневно пять тысяч человек, объединенных любовью к «сотке», щедро делятся здесь друг с другом техническими секретами. Однажды мне выпала возможность почувствовать свое родство с членами audi100.ru не в виртуальной, а в самой что ни на есть реальной обстановке.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Ввиду определенных обстоятельств мой прошлогодний отпуск выпал на осень. Мне предстояла поездка в Поволжье – две тысячи километров в одну сторону и столько же обратно. Сама дорога откровением не являлась: я проходил этот путь четырнадцать раз на пяти автомобилях. Но для «Ауди» эта поездка должна была стать дебютной, в то время как состояние машины вызывало у меня опасения. За неделю до отъезда начались проблемы со сцеплением: заметно увеличился свободный ход педали. Знакомый механик вынес приговор: отслужил свой срок главный цилиндр сцепления. Звоню в магазин, специализирующийся по «немцам», делаю заказ. Деталь обещают доставить через 7-10 дней. Если повезет, успею заменить до отъезда. Если нет, придется ехать на свой страх и риск. Забегая вперед, скажу, что заказанный мной цилиндр пришел в Тюмень на 12-й день – в это время я уже был в Саратове после череды мытарств на своем пути.
Вечером того же дня я зашел на сайт «аудиводов», где вкратце изложил ситуацию: еду «на дальняк», в машине не уверен, сам, к сожалению, не технарь. В конце попросил откликнуться форумчан, проживающих в городах на пути моего следования. Имея контакты владельцев такой же машины, я мог бы рассчитывать на конкретную помощь – консультацию по телефону или даже буксир до сервиса.
Спустя пару дней у меня были телефоны трех «аудистов» – из Челябинска, Башкирии и Самарской области. Поблагодарив ребят, я переписал их номера в блокнот.
За день до выезда моя красавица почувствовала себя лучше – сцепление приятно «окрепло», новых течей не появлялось. В хорошем настроении я стартовал ночью 13 сентября. Экипаж – водитель и «штурман», не имеющий водительских «прав» и малейшего понятия об устройстве автомобиля.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. АХТУНГ.
Шесть часов спустя первая остановка – завтрак в «своем» кафе в Чебаркульском районе. Впереди – «великие и ужасные» Уральские горы, самая сложная часть пути.
Подкрепившись, вновь занимаем места в машине. Но что это – педаль сцепления лежит на полу! С упавшим сердцем хватаюсь за рычаг коробки – бесполезно, передачи не включаются…
Минут через десять повезло – чудом удалось врубить (иначе не скажешь) вторую (!) передачу. Включив «аварийку», потихоньку выезжаю на трассу. Нужно оценить масштабы происшедшего.
«Точка возврата» пройдена: позади уже шестьсот километров. Звонить в Челябинск смысла нет: если ехать, то только вперед. Из пяти передач работают две – вторая и четвертая, расположенные на одном валу. Будем ехать так.
Возвращаясь мысленно в те сентябрьские дни, я до сих пор не понимаю, как мне удалось проехать весь Урал, от Чебаркуля до Аши, используя только две передачи в коробке. За эти триста километров я сполна оценил прелесть сверхтяговитого мотора 2,3, смиренно терпевшего это издевательство. Оказалось, что он способен спокойно везти с самых низов, что было очень кстати, ведь немалую часть пути мне пришлось плестись в хвосте у «КамАЗов». Вырвавшись на свободу, я вбивал обеими руками четвертую и ехал, пока скорость не падала до 30 км/ч. Рекордным стал отрезок длиной 51 км, который я прошел, ни разу не переключившись.
…И был Златоустовский спуск (его, вопреки здравому смыслу, я пролетел на «нейтралке», чтобы не спалить мотор), и был подъем в Симе – о том, чтобы благополучно преодолеть это место, я молился больше всего.
Сотовая связь в горах неустойчивая – дозвониться до Валеры из Башкирии мне удалось уже за Уфой. Там же внезапно «появился» (и столь же внезапно исчез) верхний ряд в коробке – третья и пятая передачи.
– Алло, Валера, привет. Это Максим из Тюмени, помнишь, я на «Ауди»-форуме тему о помощи создал… Я сейчас по Башкирии еду, у меня в коробке только две передачи. Нужен гэ-це-эс, у вас его реально найти?
– Привет, Максим! Подожди пять минут, я тебе перезвоню!
Еще дома я интуитивно предчувствовал, что если с кем и сведет меня судьба, так это с Валерой из города Октябрьский, расположенного на границе Башкирии и Татарстана. На форуме, где каждый известен под каким-нибудь ником, Валеру олицетворяла зеленая муха Вжик из диснеевского мультфильма.
Ровно через пять минут я снова слушаю бодрый Валерин голос. Он уже успел позвонить в магазин, где цилиндра, конечно, нет, и в авторазбор – где цилиндр вроде как есть в одной из машин. Валера даже озвучил «цену вопроса» – смешные 200 рублей. Правда, разборка закроется через полчаса, а до Октябрьского еще 150 км. «В общем, кати пока к нам, доедешь до КПМ на трассе – звони, я тебя встречу».
В восемь вечера я заглушил мотор напротив поста при въезде в город. Вскоре рядом с моей машиной остановилась бордовая «девятка». Не успел я подумать, что Валера, по логике вещей, должен был бы подъехать на «Ауди», как лицо водителя расплылось в плутоватой улыбке. «Вжика вызывали? – поинтересовался Валера, после чего объяснил, что «сотка» у него в ремонте.
Показав, где находится разборка (утром он не смог бы сделать это из-за работы), Валера скомандовал мне тормознуть возле гаражей, прилепившихся на склоне сопки (город Октябрьский лежит на крутых холмах). Его вдруг осенило, что искомая запчасть может быть в «заначке» у его друга – видного «аудиста» Жени.
В большом, хорошо освещенном гараже стояла синяя «сотка». Обойдя ее, Валера окликнул Женю, после чего в бетонной яме под машиной наметилось шевеление. Вскоре перед нами предстал ее владелец, с ходу объяснивший, за каким занятием мы его застали. (Об этом моменте я все мечтаю рассказать «аудистам» из Германии, дабы посмотреть на их реакцию). Все очень просто, поведал Женя. Его «сотка» – «кваттровая», то бишь, 4х4. И все бы ничего, да уж больно много «жрет» полный привод. Опять же, сайлент-блоков не напасешься. «Короче, Михалыч, будет у меня монопривод, – без тени бахвальства заключил Женя и показал результаты работы – снятую «раздатку» и «донорскую» балку, которую он как раз собирался прихватить сваркой. Надо ли говорить, что у меня во второй раз мелькнула мысль, что если мне где и помогут, то только здесь.
Далее между моими новыми знакомыми состоялся разговор, который я приведу дословно. В этой беседе – вся суть славного братства «аудиводов».
– Жень, тут мой хороший знакомый (!) транзитом из Тюмени ехал, у него главный полетел, надо помочь.
– Валер, да не вопрос, сейчас поищем.
Пошарив по полкам в поисках ГЦС, Женя берет мобильный и кому-то звонит.
– Паша, привет. Слушай, тут такое дело: один мой друг (!!!) из Тюмени у нас сломался, у тебя главный сцепления есть?..
У Паши есть все, потому что «сотки» у него две: одна на ходу, другая – «донор» запчастей. Сам Паша в Уфе, но где стоит его «сотка», ребята знают. Да, конечно, он не против, чтобы мы сняли с его машины главный. Друг Жени и Валеры – его друг.
Выяснив, таким образом, все, что было нужно, Женя с Валерой предлагают мне выбор: ждать утра и ехать на разборку либо ехать сейчас в село, где находится Пашина «сотка». Скажу честно: скрепя сердце я согласился ночевать, не озаботившись немедленной починкой машины. Воздержаться от поездки в башкирское село Имангулово меня заставила совесть, не позволившая гнать людей на ночь глядя за 26 км от дома.
Устроив меня с моей спутницей в гостинице в центре города (сутки в которой обошлись в четыре раза дешевле проживания в мотеле на трассе), Валера попрощался и обещал позвонить на следующий день.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. ПЕРВЫЙ «ОБЛОМ».
На разборку я готов был мчаться чуть свет, если бы не знал, что она откроется только в 10 утра. Приехавший на китайском пикапе хозяин махнул рукой в сторону серебристой Audi, побывавшей в серьезной аварии: у машины практически отсутствовал длинный, полутораметровый передок. Едва взглянув на машину, я понял, что сам не справлюсь: отыскать в месиве мятого железа маленькую деталюшку сможет только специалист. И я отправился к Жене.
Он как будто и не уходил от своей «сотки» (изучив позже его гараж, я пойму, что был недалек от истины – в гараже-доме Жени есть холодильник, диван, микроволновка и, пардон, санузел. В подвале рядом со смотровой ямой – баня). Взяв набор рожковых ключей, Женя отправился со мной на разборку.
Осмотрев несчастную «сотку», он вынес ошеломляющий вердикт: снять цилиндр с этой машины просто невозможно! Наверное, охватившие меня чувства сполна отразились на моем лице, потому что Женя тут же предложил ехать в Имангулово.
Написав пальцем на пыльном заднем стекле «Осторожно! Нет сцепления» и включив «аварийку», мы не спеша поехали. Да простят меня автомобилисты Октябрьского, но я даже не останавливался на светофорах, дабы не выключать лишний раз передачу…
Имангулово оказалось колоритным башкирским селом, раскинувшимся посреди живописных полей и холмов. В одном из дворов я увидел «сотку», поставленную левым боком на здоровые бревна для удобства разборки. Хмыкнув, Женя нырнул в салон на поиски ГЦС. Как и говорил хозяин, цилиндр оказался на месте. Но радоваться было еще рано…
Коря себя за невнимательность, Женя объяснил, что взятые ключи не подходят, а нужные остались в гараже. Что ж, для меня это означало лишних 52 км без сцепления – только и всего. Прошел уже пятьсот, пройду и еще пятьдесят, отстраненно решил я.
Впрочем, у Жени уже созрел другой план. Вернувшись в реальность, я обнаружил, что он опять кому-то звонит.
– Ринат, друг, выручай. Дай на часок комплект ключей, я сейчас заеду.
Ринат, оказавшийся владельцем СТО на окраине Октябрьского, естественно, выручил. Позаимствовав у рыжего башкира кейс с каким-то ультрапрофессиональным инструментом, Женя наконец снял цилиндр. Сжимая в руках брусок металла, я радовался ему больше, нежели золотому слитку. Теперь, полагал я, осталось всего ничего: «просто» заменить ГЦС…

ДЕНЬ ВТОРОЙ. НА ТРЕТИЙ РАЗ…
«Сотка» отличается хорошим доступом к большинству узлов и агрегатов, за что ее любят владельцы и ценят ремонтники. К сожалению, к главному цилиндру сцепления это не относится. Он расположен в глубине «торпедо», скрытый облицовкой и проводами. Единственное положение, при котором открывается доступ к детали – лежа спиной на пороге, а головой возле педалей.
Менять ГЦС Жене, через руки которого прошло десять (!) «соток», прежде не доводилось: ресурс этой детали, в принципе, неограничен. «Мой» цилиндр оказался ровесником самой машины, а «донорский» – 1985 года. Тем не менее, будучи мастером от Бога, Женя снял его без особых проблем. Сложнее оказалось поставить новый, работая фактически наощупь.
Затем наступил черед прокачки. Когда в бачке перестали появляться пузырьки, Женя отсоединил шланг от штуцеров и попросил меня выжать педаль. Я выжал. А педаль… осталась на полу.
Предположив, что он ошибся с моментом затяжки резьбы, Женя невозмутимо снял и вновь установил цилиндр (легко рассказывать об этом, стуча по клавиатуре. На деле повторная операция заняла лишний час. – прим. авт.). Снова прокачка. Снова проба. Снова нет и намека на возврат педали.
Глядя на панораму раскинувшегося передо мной городка, я думал о том, как поступить. Уже ясно, что машину придется бросить здесь на неделю, пока в местный магазин не придет новый цилиндр. Таким временем я не располагаю. Садиться на поезд? Последний раз я путешествовал по железной дороге в 1996 году…А может, купить в Октябрьском древние «Жигули» – благо, при себе есть сорок тысяч?..
От раздумий меня отвлек Женя. Не в пример мне, он просто-таки сиял: проанализировав ситуацию, он догадался, что дело было не только в цилиндре. Через десять минут Женя уже демонстрировал мне снятую педаль сцепления, в лапке которой зияла огромная дыра. За долгие годы штифт пробурил в лапке отверстие диаметром 10 мм (при норме в 5). Естественно, что болтаясь на штифте, педаль не могла нормально возвращаться. Обработав края отверстия, Женя вставил в него гайку (!), заклепал и прихватил по краям сваркой. Удостоверившись в совместимости отверстия с диаметром штифта, он поставил сначала педаль, а затем и цилиндр. Третья прокачка. С замиранием сердца выжимаю педаль и – ура, получаю ее обратно! Завожу мотор, осторожно берусь за кулису коробки. I-II-III-IV-V-R. Все на месте. Передачи включаются так, как они, наверно, включались в 1988-м году…
За скачиванием электронной книги по ремонту Audi с компьютера на флэшку (все в том же гараже!) нас застал Валера, закончивший к тому времени работу. Потравив байки, друзья стали готовить меня в путь. Невыясненным оставался один момент – оплаты.
Надо ли говорить, что я готов был расстаться с любой суммой, которую назовет этот человек, потративший на возню с моей машиной целый день. Об этом я прямо заявил Жене. Смутившись, он попросил полторы тысячи рублей – с расчетом на то, чтобы пятьсот из них отдать Паше за цилиндр. Я дал больше – иначе просто не мог.
…В Саратов я попал в середине третьего дня. Приехав, отзвонился ребятам. И через две недели – еще раз, когда вернулся в Тюмень.
…На границе Башкирии и Татарстана есть маленький городок нефтяников. В нем живут два моих друга – Женя и Валера, золотые мастера и просто классные мужики. Буду ехать мимо – обязательно к ним загляну.
P.S. Созданная мной на форуме тема не только не потерялась, но и обрела продолжение, став своеобразной базой данных, телефонной книгой для «своих». Свои координаты оставили ребята из Питера и Тольятти, Смоленска и Красноярска, Ульяновска и Апатитов, Молдовы и Беларуси. И я знаю, что если мне понадобится помощь в их краях, я непременно ее получу: братство «четырех колец» – великая вещь.

Фото автора.

  • Рекомендуем прочесть похожие записи

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.