Главная » Ретро » Господин канцлер

Господин канцлер

мин

Спустя шесть лет после окончания Второй мировой войны компания Mercedes-Benz вновь оказалась на Олимпе немецкого автомобилестроения. Восстановлению прежнего реноме фирмы поспособствовал Mercedes 300 – роскошный представительский седан, ставший одним из символов новой Германии. Аристократичный автомобиль получил прозвище Adenauer в честь первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра – незаурядного политика и вдохновленного поклонника марки Mercedes.

Послевоенное возрождение марки Mercedes-Benz происходило по сценарию, схожему для большинства автопроизводителей Европы. Подобно множеству других фирм, лишившихся за время войны производственной базы (в 1944 году американская авиация сравняла с землей четыре из пяти заводов концерна), компания была вынуждена вывести на рынок модель «из старых запасов» – небольшой седан 170V, разработанный еще в начале 30-х гг. Этот скромный и, в общем, откровенно неновый автомобиль помог концерну удержаться на плаву в сложное время реорганизации экономики страны. С 1946 по 1955 г. было продано более 150 тысяч машин серии 170. Однако фирме, некогда выпустившей первый в мире автомобиль, было позволительно иметь амбиции несколько иного характера.
Наладив производство бюджетной модели 170V, Mercedes начал готовиться к триумфальному возвращению на рынок представительских автомобилей. Негласный титул «автомобильной марки №1» предстояло завоевывать заново: пламя войны уничтожило оснастку для производства лучших моделей фирмы – знаменитых «компрессоров» 500К, 540К и 770К. С другой стороны, эта же самая война избавила концерн Mercedes от могущественных конкурентов – прекративших свое существование Maybach и Horch. Учитывая выдающийся технический потенциал обеих марок и их популярность в среде сильных мира сего, это был настоящий подарок судьбы.
На создание нового флагмана марки ушло всего пять лет. В 1951 году Mercedes представил на автосалоне во Франкфурте модель 300 – безупречный в техническом и эстетическом отношении автомобиль, призванный привлечь внимание свежеиспеченной европейской элиты.

КАНЦЛЕРВАГЕН

Стилистика Mercedes 300 была выдержана в умеренно-консервативном тоне. По своей архитектуре кузов «трехсотого» еще не являлся понтонным: рельефные передние крылья, охватывающие моторный отсек, были характерным явлением эпохи 30-х – 40-х. Тем не менее, отсутствие выступающих подножек и покатая форма передних арок свидетельствовали о готовности концерна следовать новой тенденции в дизайне.
Цифровой индекс модели, по традиции, равнялся объему двигателя в кубических сантиметрах, поделенному на десять. На Mercedes 300 первого поколения устанавливался шестицилиндровый бензиновый двигатель объемом 2996 см3 и мощностью 115 л.с. По внутризаводской мерседесовской классификации автомобиль обозначался индексом W186. В декабре 1951 года экземпляр с порядковым номером шасси 00013 был подарен фирмой Mercedes «отцу новой Германии» Конраду Аденауэру. Довольно скоро фамилия канцлера каким-то образом стала неофициальным названием его автомобиля – впрочем, это был один из тех редких случаев, когда прозвище, придуманное в народе, не только не вредило репутации марки, но и способствовало ее популярности.
Венчавший модельный ряд марки Mercedes 300 выпускался в двух типах кузова: лимузин (по немецкой терминологии «лимузинами» назывались стандартные седаны; для обозначения «настоящих» лимузинов позже стали использовать термин Pullman) и кабриолет. Последние стоили дороже примерно на треть, хотя немалую сумму нужно было выложить и за базовую версию с закрытым кузовом. Куда важнее было другое: приобрести автомобиль «как у канцлера» теоретически мог любой желающий, способный отдать DM 27 000. Несмотря на то, что «демократической республикой» в то время называлась совсем другая Германия, истинная демократия, по всей видимости, царила в ФРГ.
В 1954 году модель 300 модернизировали, увеличив мощность двигателя до 125 л.с. Обновленная машина получила индекс 300b. В 1955 году Mercedes 300 начали оснащать автоматической коробкой передач Borg-Warner, что вновь нашло отражение в индексе – 300с. Последняя модификация флагмана марки – 300d – увидела свет в августе 1957 года. На этот раз изменения, внесенные в конструкцию модели, оказались гораздо более существенными, в связи с чем автомобилю был присвоен внутренний индекс W189.
Главное новшество скрывалось под капотом: двигатель лимузина отныне оснащался системой впрыска топлива Bosch, впервые примененной на родстере 300SL. Мощность впрыскового мотора составляла солидные 160 л.с., что позволяло представительскому автомобилю разгоняться до 170 км/ч.
Внешность Mercedes 300d стала современнее за счет иного оформления задней части кузова. Крылья автомобиля ниспадали к бамперу почти под прямым углом; заднее стекло увеличилось в размерах и заходило на стойку кузова. Благодаря этим штрихам облик лимузина прибавил в динамичности, не утратив присущей «аденауэрам» солидности.
Именно эта версия модели 300 считается наиболее редкой: если совокупный объем выпуска трех серий W186 составил 8288 штук, то Mercedes 300d разошелся тиражом лишь в 3142 единицы.

ОДИН ИЗ ПЯТНАДЦАТИ

Три тысячи экземпляров – достаточно скромная цифра, придающая Adenauer в наши дни коллекционную ценность. Стоимость подобных автомобилей в Европе составляет порядка 70-80 тысяч евро за лимузин и 150-200 тысяч за кабриолет. Подобрать себе автомобиль можно не только в Германии – актуальные предложения есть в Великобритании, Дании, Швейцарии. Приобретение раритета в Европе – процесс столь же легкий, как и покупка нового авто у дилера: никаких законодательных ограничений на этот счет нет. Иное дело Россия: ввозу старинных машин в нашу страну препятствуют как драконовские налоговые ставки, так и современные экологические стандарты, удовлетворять которым олдтаймеры, разумеется, не в состоянии. Вместе с тем коллекционеры, которые не прочь прикупить ту или иную легенду, есть и у нас. Мытарства, связанные с растаможиванием и постановкой на учет, сполна окупаются ни с чем не сравнимыми ощущениями от передвижения на шедевре мирового автомобилестроения по отечественным весям.
Mercedes 300d 1960 года выпуска в полностью аутентичном состоянии иногда можно встретить на тюменских улицах. Этот «аденауэр» – далеко не единственный и даже не самый любимый автомобиль Сергея Дубинского, в собрании которого присутствуют гораздо более редкие экспонаты. В его коллекцию весьма необычной тематики немецкий лимузин попал, скорее, случайно. «Mercedes 300d – просто очень красивый автомобиль, один из лучших «мерседесов», которые реально приобрести за приемлемую сумму. Все, что выпускалось фирмой раньше, оценивается в сотни тысяч евро, все, что было позже, уже не имеет коллекционного интереса», – объясняет причину своей покупки Сергей Романович. По его же подсчетам, во всей России числится не более пятнадцати «аденауэров».
Доставшийся Сергею Дубинскому экземпляр был выпущен в комплектации для Соединенных Штатов, оснащение которой включало в себя кондиционер Artic Kar и проградуированный в милях спидометр. Автомобиль сохранился в оригинальном виде и даже не реставрировался, что несложно определить по наличию крошечных оспинок на хромированных деталях кузова. К слову, именно такие машины – «живые», а не «оживленные» – представляют наибольший интерес для ценителей.
Для того чтобы беспристрастно изучить Mercedes 300d, апологет отечественной техники, взращенный на любви к «двадцать первым» «волгам», должен подавить в себе все патриотические чувства. В противном случае объект исследования выведет вас из состояния душевного равновесия совокупностью выдающихся характеристик и неординарных решений.
«Трехсотый» стал первым немецким автомобилем с кузовом типа хардтоп – стекла передних и задних дверей смыкались друг с другом без центральной стойки. Опустив их и сняв небольшие окошки позади второй пары дверей, владельцы получали автомобиль, не уступавший в элегантности кабриолету. Вопрос о герметичности окон или параметрах жесткости лишенного стойки кузова нет смысла поднимать по понятным причинам – как говорится, alles in Ordnung.
Попадая внутрь лимузина, первым делом отмечаешь забытое ныне великолепие натуральных материалов – опоясывающего салон дубового массива, шероховатой кожи сидений, холодной стали дверных ручек. Увы, но даже лучшие автомобили современности зачастую оставляют чувство разочарования от искусственности используемых в них дерева, кожи и металлов.
По меркам конца 50-х гг. одной из наиболее дорогих опций «аденауэра» считался кондиционер. Уже привычный в авто американских фирм, он практически не встречался в машинах, производившихся в ту пору в Европе. Установленный в «Мерседесе» кондиционер, занимающий чуть ли не треть багажника лимузина, также изготовлен за океаном: на сохранившейся наклейке можно прочесть адрес «Dallas, Texas».
Арийский технический гений лучше всего проявляется в деталях. Откройте пепельницу в любой из дверей. Представьте, что вы опускаете в нее окурок. В момент, когда вы закроете крышку, отсек, куда вы только что поместили окурок, самостоятельно перевернется. Содержимое пепельницы переместится в нижний отсек, и, открыв крышечку в следующий раз, вы увидите абсолютно чистый накопитель.
Отдельные решения, примененные на этом «Мерседесе», заставили бы всплакнуть владельца той самой «21-й» «Волги», доведись ему детально познакомиться с немецкой машиной. В качестве показательного примера следует упомянуть систему автоматической смазки узлов шасси и трансмиссии. Консистентный состав, предназначенный для защиты деталей подвески и коробки передач, подавался из резервуара в моторном отсеке по специальным трубопроводам к 86 точкам, требующим соответствующего обслуживания. Периодичность смазки высчитывалась самим автомобилем исходя из количества произведенных пусков мотора. Провести эту процедуру мог и водитель, нажав одну из кнопок в салоне.
Для обеспечения исключительной плавности хода в шасси машины были добавлены дополнительные торсионы – по одному на каждое колесо. При попадании на плохое покрытие достаточно было повернуть специальный переключатель на приборной панели, чтобы задействовать сервомеханизмы, управляющие высотой подвески. После этого брусчатка эпохи Вильгельма III притворялась автобаном Бонн – Берлин.
Несмотря на то, что уже в 1953 году уровень благосостояния жителей ФРГ превысил довоенный показатель, часть населения страны составляла категория граждан, не способных купить не то что Mercedes, но даже мотоцикл Zundapp. Резонно предположив, что оставленный без присмотра лимузин может толкнуть особо завистливых люмпенов на неблаговидный поступок, в Штутгарте придумали действенный способ защиты от посягательства на чужую собственность. Замки дверей практически не поддавались взлому – когда автомобиль запирался ключом, наружные ручки свободно описывали окружность, не позволяя злоумышленникам ни оторвать их силой, ни проделать отверстие в личинке замка. Еще гениальнее выглядела защита накапотной эмблемы: покидая автомобиль, владелец попросту откручивал трехлучевую звезду с радиаторной решетки и уносил ее с собой. Этот фокус лил воду на мельницу тщеславия владельцев «аденауэров», любивших вертеть в руках металлический маскот в ожидании заказа в ресторане. К слову, Сергей Романович исправно блюдет бюргерскую традицию полувековой давности. В ресторане, правда, эффект едва ли оценят, зато не придется лететь за эмблемой в Германию. Новодельная стоит две тысячи евро, а оригинальную все равно никто не продаст.
«Да, я не держу его в стеклянном саркофаге, а сажусь время от времени за руль, – делится Сергей Романович. – Немецкая пословица гласит, что «мерседесы» не ломаются. А если серьезно, то автомобиль живет до тех пор, пока на нем ездят, и умирает, когда его перестают использовать».
…Последний «аденауэр» будет собран в марте 1962 года. Спустя полтора года, в октябре 1963-го, 87-летний Конрад Аденауэр добровольно оставит пост канцлера, находясь в зените политической славы. Его преемником станет видный экономист Людвиг Эрхард. На смену W189 в 1964-м придет W100 – родоначальник новой линейки представительских Mercedes, которые впоследствии получат обозначение Sonderklasse или, сокращенно, S-Klasse. В памяти немцев они так и останутся вместе: талантливый политик, построивший на развалинах нацистского государства мощную промышленную державу, и величественный лимузин, создавший марке Mercedes ее нынешнюю репутацию.

Фото Антона Овчинникова.

Максим Найденко Комментариев нет. Ретро
  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • мин

    Царь горы

    Куда попадают автомобили после смерти? Оговорюсь: речь идет не о «физическом теле» конкретного экземпляра, а о моделях машин в целом. Каждая из них – плод ...
  • Между зисом и «победой»

    Шестьдесят лет назад, в октябре 1950 года, Горьковский автомобильный завод освоил выпуск первой представительской модели. Автомобиль большого класса ЗИМ занял пустующую нишу между правительственным лимузином ...
  • Восток – запад

    Красивая легенда гласит, что эта модель BMW была придумана в СССР, а немецкой разведке лишь посчастливилось заполучить на нее техническую документацию. В каждой сказке есть ...
  • Заслуженный «труженик»

    Грузовикам и вездеходам Горьковского автозавода не присваивали красивых имен, подобно легковым «Победе», «Волге» или «Чайке». Лишь одна из моделей, призванных сражаться за светлое коммунистическое будущее, ...
  • Великая, как река

    Нынешний год богат на юбилеи, связанные с отечественной автомобильной историей. Всего три номера назад мы отмечали 40-летний юбилей ВАЗ-2101, и вот – очередная «круглая» дата: ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.