Главная » Спорт » «24 часа Ле-Мана»: гид по легенде

«24 часа Ле-Мана»: гид по легенде

SONY DSC

«24 часа Ле-Мана» – легендарная гонка, на которой хоть раз в жизни стоит побывать любому поклоннику автоспорта. В нашем материале – впечатления от визита на ма-рафон 2011 года и своеобразный гид по этапу в помощь тем, кто только собирается на знаменитую гонку.

Ле-Ман: где жить и как добраться

Ле-Ман, будучи центром департамента Сарта, является одним из семи крупнейших горо-дов Франции, так что недостатка в гостиницах город не имеет, но с учетом того, что сла-вен Ле-Ман именно своей гонкой, места в отелях начинают бронировать уже на следую-щий день после окончания марафона – бронь, естественно, на гонку через год. Так что ес-ли вы не успели подыскать себе жилье, то у вас остается два варианта: жить в палатке на территории кемпинга у трассы либо селиться в отеле Парижа или любого другого города, а потом просто приехать на трассу.

Вариант с проживанием в палатке на трассе выбрали многочисленные фанаты из Европы, которые выбрались в Ле-Ман целыми клубами – владельцы «Порше», «Феррари» и про-чих необычных для наших широт машин жили в кемпинге целую неделю, а на парковке можно было наблюдать выставку достижений автомобильной промышленности. Среди машин зрителей попадались и ретро-спорткары Porsche, Ferrari, Jaguar, и современная эк-зотика вроде TVR и Caterham, не обошлось и без отечественного автопрома – на трассе были замечены ВАЗ-2109 с французскими номерами и армейский «Урал» с кунгом, в ко-тором жили немецкие болельщики.

Поскольку нам не удалось найти гостиницу в Ле-Мане, на гонку мы приехали из Парижа. В столице Франции недостатка в отелях нет даже во время марафона: безумное множество гостиниц на любой кошелек в самых разных районах города. Стоит учесть, что Париж никак не напоминает о проведении в эти дни знаменитой гонки, так что озаботиться проездом до трассы каждому придется самостоятельно. Можно доехать до Ле-Мана на французском аналоге электрички (билет в одну сторону стоит около 40 евро), можно прокатиться на знаменитом поезде TGV (едет в два раза быстрее электрички, но и цена настолько же выше). Любителям четырех колес можно порекомендовать аренду машины, но этот вариант для совсем уж экстремалов или знатоков Франции – вы легко рискуете заблудиться так, что и навигатор не поможет. Но тут стоит помнить, что на тот же TGV билеты покупаются загодя, а на электричке можно уехать почти всегда. Еще учтите, что французы очень любят принимать оплату через электронные карты – билет за наличные вам могут продать не везде…

От вокзала в Ле-Мане до трассы курсировал трамвай – билет около десяти евро, а от ко-нечной остановки до кольца «Сартэ» минут десять пешком или до получаса в пробке из толпы автолюбителей, желающих проехать в кемпинг.

Цена билета на трассу зависит от его типа: просто проход на территорию кольца на все дни обошелся в почти 70 евро, доступ на каждую из трибун дороже, самый же дешевый вариант – проход на трассу только в воскресенье: цена вполовину меньше доступа на «Сартэ» на весь уик-энд. Предусмотрены различные скидки для членов клуба ACO и сту-дентов, так что если есть международные документы, подтверждающие ваш статус учени-ка вуза, можно неплохо сэкономить.

«24 часа Ле-Мана»: формат уик-энда
В отличие от привычных гоночных серий, где уик-энд начинается в четверг или пятницу, гонка в Ле-Мане стартует уже в понедельник, предшествующий марафону. В начале неде-ли на центральной площади города проходит техкомиссия машин и официальная фотосессия участников, затем уже на трассе начинаются квалификации, включающие в себя и ночные заезды, а уже перед стартом гонки в Ле-Мане проходит парад пилотов.

В эти дни население Ле-Мана вырастает в разы и на улицах города яблоку негде упасть, но в этом чувствуется особая атмосфера праздника и никто не сетует на толкотню и давку. К тому же только в этот день можно абсолютно спокойно получить автограф каждого из участников гонки – многие приезжают в Ле-Ман загодя только ради этого момента.

В субботу непосредственно перед началом суточной дистанции на кольце «Сартэ» прохо-дят гонки поддержки – в этом году таковыми стали заезды классических спорткаров, при-нимавших в разные годы участие в «24 часах Ле-Мана», старт участников Ferrari Chal-lenge, а также парад машин будущего: на трассу выехали концепт-кары, гибриды и элек-тромобили, символизирующие собой будущих участников марафона в Ле-Мане. Ну и, ко-нечно, саму церемонию постановки машин на старт, последующие интервью гонщиков и представителей команд, а затем пролет истребителей над главной прямой и знаменитую отмашку французским флагом так же непозволительно пропускать.

Словом, ехать в Ле-Ман только ради субботы и воскресенья крайне неосмотрительно – стоит проникнуться и духом гоночных ретро-машин, ощутить их мощь и услышать рев моторов, а после подивиться тишине полутора десятков «автомобилей будущего», кото-рые бесшумно скользят по асфальту «Сартэ».

«24 часа Ле-Мана»: жизнь на трассе
Жизнь простого болельщика в ходе гоночного уик-энда можно разделить на «до» и «по-сле»: до боксов команд и после главной прямой. За боксами команд, почти сразу после входа на трассу, развернуты фирменные экспозиции автомобильных марок-участниц. Здесь и фирменный стенд Audi, где бок о бок с гоночным R8 выставлена его дорожная версия, по соседству стоят «ниссаны»: GT-R и прототип с японским мотором, стенды BMW и многих-многих других компаний, где фанаты могут поглазеть на машины и обза-вестись фирменной продукцией. Для пришедших на гонку с семьями развернуты детская игровая зона и множество кафе, но все же главные события кипят по ту сторону трассы, куда можно перебраться по подземным переходам или знаменитому мосту «Данлоп», рас-положенному в одноименном повороте.

За стартовой прямой царит иная атмосфера праздника. Здесь гораздо больше болельщи-ков, число торговых палаток превышает все разумные числа – в общем, дух «24 часов Ле-Мана» ощущается намного лучше.

В павильонах можно приобрести атрибутику не только нынешних участников гонки, но и – за бесценок – фирменную одежду и аксессуары команд Формулы-1 практически всех сезонов и коллекций: в широком ассортименте рубашки, футболки, бейсболки, брелки и много-много других «полезных» и приятных сердцу истинного фаната мелочей. Немало палаток, продающих масштабные модели автомобилей – можно загодя купить машинку, а потом улучить момент и получить заветный автограф гонщика прямо поверх мини-болида.

Если говорить о ценах, то они достаточно демократичны: за четыре дня на трассе не уда-лось найти бейсболку дороже 30 евро, во столько же обойдутся и футболки. Рубашки и поло можно приобрести за 30-70 евро, толстовки и куртки предлагались по цене от 70 ев-ро. Конечно, есть и исключения: так, атрибутика команды Pescarolo отдавалась практиче-ски даром (10 евро за футболку и 15 за кепку), а за одежду из старых коллекций просили много меньше. Например, за футболки-бейсболки команд Формулы-1 Brawn GP и Super Aguri просили по 10 евро, столько же стоили фирменная одежда Renault GP прошлого се-зона, ну а аксессуары серий а-ля A1 GP или же одежда Williams времен начала 2000-х стоили не больше 10 евро. Приодеться в секонд-хэнд чемпионов любителям спорта очень приятно.

Отдельного упоминания заслуживают питание и развлечения на трассе. Гурманам стоит взять на заметку следующий факт – в гоночный уик-энд на трассе нереально найти что-то кроме традиционных французских сэндвичей из багета и разливного пива с разнообразной газировкой. Меню можно разнообразить максимум картошкой-фри и шоколадкой…

Что до развлечений, то в субботу и воскресенье можно развлечься в небольшом парке ат-тракционов за главной трибуной и обязательно прокатиться на знаменитом кольце обо-зрения. За 5 евро вы сможете насладиться великолепными видами трассы, а если прокати-тесь ночью, то незабываемые ощущения гарантированы.

Кстати, озаботиться выбором места для просмотра гонки стоит заранее. Уже за час до старта все окрестные холмики запружены зрителями. Искать место нужно так, чтобы ока-заться много выше отбойников – если сесть чуть ниже, то бетонные блоки отлично скры-вают проезжающие мимо прототипы и кузова, из-за чего догадаться о присутствии маши-ны удастся только по звуку мотора.

Тем, кто пожелает остаться на трассе на ночь, стоит порекомендовать захватить с собой побольше теплых вещей. Как бы ни было хорошо днем, в темное время суток в Ле-Мане очень холодно – своими глазами видел, как из палаток зрители выбирались в пуховиках и ушанках, а на трибунах болельщики укутывались в горы одеял и пледов.

«24 часа Ле-Мана»: глазами журналиста и VIP-гостя
Крупное событие в гоночном мире привлекает массу пишущей и снимающей братии со всего мира. Перед отъездом в Ле-Ман казалось, что проблем с исполнением профессио-нальных обязанностей не возникнет, но все вышло наоборот. Начать стоит с того, что у организаторов гонки котируются издания рангом не меньше Autosport, а с остальными работают по остаточному принципу. Говорить о том, что компьютеров и интернета на всех представителей прессы не хватило даже не хочется…

Вторая проблема, характерная не только для представителей гонки «24 часа Ле-Мана», но и для всей Франции – минимум людей, говорящих по-английски. Жители пятой республики искренне уверены в том, что все обязаны изъясняться и понимать по-английски, но им самим этот язык абсолютно не нужен. Приходилось играть в глухой телефон: кто-то, кто понимал по-французски, переводил информацию на английский всем остальным. Работа шаттла на трассе, перевозящего фотографов вдоль кольца «Сартэ», также порадовала своей неорганизованностью – водитель зачастую не знал куда ему ехать и тратил драгоценное время прессы на бессмысленные кручения-верчения где попало, но только не там, где надо. Обычно эти сусанинские покатушки заканчивались тем, что журналисты сами показывали нужное направление к тому или иному участку трассы…

Не менее интересна и система допуска журналистов на те или иные участки трассы. С общежурналистским бейджем открыта дорога в паддок, на пит-лейн, в боксы команд, однако подняться на трибуны к простым зрителям нельзя, что непонятно. Так же закрыт вход в VIP-зоны команд, но это вполне объяснимо.

Вместе с тем, если говорить об участи особо важных персон в гонке «24 часа Ле-Мана», то оно ограничено посещением закрытых командных клубов – почти у каждой конюшни, приехавшей в Ле-Ман, был свой маленький паддок для избранных. Шампанское текло рекой, трибуны над боксами и все здание Автомобильного клуба Франции было оккупировано гостями с бейджами на три волшебных буквы – VIP. Спасение некоторые измученные журналистские души находили в гостеприимном домике Ferrari Corse Clienti, расположенном в паддоке Ferrari Challenge.

«24 часа Ле-Мана»: чувства и эмоции
Честно говоря, описать ощущения от присутствия на этой гонке крайне сложно и особен-но нелегко это сделать тому, кто пристально следил за марафоном по телетрасляциям. До последнего не веришь, что ты часть этой легенды, что машины и гонщики от тебя на рас-стоянии вытянутой руки не за экраном телевизора, а в паре метров на трассе.

Возможность прикоснуться рукой к разгоряченным после заездам машинам, шанс увидеть своими глазами и перекинуться парой слов с гонщиками и вся атмосфера Ле-Мана нево-образимо затягивают: попробовав один раз, хочешь возвращаться снова и снова. Ради рева моторов, ради неповторимого ощущения единства народов, когда все-все – и британцы, и немцы, и итальянцы, и французы и, конечно, русские становятся одной нацией – фанатами «24 часов Ле-Мана».

Крайне нелегко пытаться описать словами то, что нужно прочувствовать, но все же Ле-Ман – это не просто гонка, это отдельный мир. Это сутки, которые длятся год, это жизнь длиной в 24 часа – жизнь, которую должен прожить каждый, у кого есть хоть капелька высокооктанового бензина в крови.

Подводя итог поездке, хочется сказать, что все недостатки организационного характера с лихвой компенсируются неповторимой атмосферой гонки «24 часа Ле-Мана» и незабы-ваемыми впечатлениями от ночного отрезка заезда – такого нигде больше нет, а значит, можно (и нужно) потерпеть и языковой барьер, и бытовые неудобства.

Фото автора и АСО.

балкон под ключ эконом аренда автодрома для автошколы

Максим Вершинин Комментариев нет. Спорт
  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • 172189826

    «Гонка мастеров России»: лучшего спортсмена выбрали в Упорово

    Автоспортивную осень 2011 года в Тюменской области проводили с размахом – 19-20 ноября в Упорово состоялся автокросс «Гонка мастеров России», участие в котором приняли спортсмены ...
  • min

    Турецкий дебют

    Тюменские гольфисты продолжают совершенствоваться в мастерстве игры в гольф: в середине ноября команда спортсменов-любителей приняла участие в открытом турнире Overseas Tiger Cup, состоявшемся в Турции. ...
  • min

    В двух шагах от шумахера, или тюменцы на формуле-1

    Окончание. Начало – в №10, 2011. Опробовав трассу Гран-при Германии на прокатном «Мерседесе», мы отправились на поиски новых приключений: до начала гонки оставалось еще целых ...
  • f1

    В двух шагах от Шумахера, или тюменцы на формуле-1

    Нынешним летом исполнилась моя давняя мечта – небольшой группой друзей мы побывали на одном из этапов Чемпионата Формулы-1, а именно – Гран-при Германии. Удачно спланированная ...
  • City Racing Moscow

    Алые на Красной

    Мечта любого болельщика Формулы-1 – провести хотя бы один этап «Королевских гонок» не перед экраном телевизора, а на зрительской трибуне. Увы, такая возмож-ность улыбается не ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.