Главная » ТЕСТ- драйв » Странный зверь «Странник»

Странный зверь «Странник»

мин

Этот коробок на восьми пневматических колесах невозможно встретить на обычных дорогах. Для того, чтобы опробовать в деле снегоболотоход «Странник», внештатный корреспондент Autotop Сергей Печкин отправился в дебри Тюменского Севера.

Началась эта история с того, что по итогам 2010 года мне присвоили спортивный разряд кандидата в мастера спорта по трофи-рейдам. Прошлый год был довольно плодотворным для тюменских трофистов, впервые принявших участие в Финале Кубка России по трофи-рейдам. После отчета об этом мероприятии (Autotop №11, 2010) было решено развивать внедорожную тему дальше. Так родилась идея написать серию статей о настоящих вездеходах в сравнении с профессиональными спортивными внедорожниками. Объектами были выбраны всем известный «ТРЭКОЛ», стремительно набирающий популярность «Петрович», малоизвестный пока еще «Странник» и совсем уж экзотический «Лось». Надеюсь, все задуманное исполнится, и читатели нашего журнала смогут познакомиться с этой интересной техникой поближе.
Итак, первый испытуемый – снегоболотоход «Странник», творение ярославских мастеров из компании «Норд-Авто». Вездеход ведет свою историю с 2004 года. Первым в серию пошел «Странник» с индексом «06», сейчас выпускаются машины восьмой серии и уже принимаются заказы на новую, 10-ю серию. Но обо всем по порядку.
Все узлы и агрегаты вездехода максимально унифицированы с широко распространенными деталями отечественных машин, доступны в ремонте и обслуживании. Редукторы мостов взяты от ВАЗ-2106, коробка передач – от ВАЗ-2107, «раздатка» – от ВАЗ-21213. Силовой агрегат – неприхотливый карбюраторный двигатель ВАЗ-2103. А дальше начинаются конструктивные особенности, делающие этот набор тольяттинского металлолома исключительным по проходимости вездеходом. Размещены агрегаты в двух герметичных, водоизмещающих лодках, собранных вокруг пространственной рамы и соединенных между собой поворотным шарниром. Схема управления с ломающейся рамой дает вездеходу радиус поворота в 9 метров. В качестве движителя используются восемь колес собственного изготовления, размерности 900х500–250, которые обеспечивают вездеходу положительную плавучесть. В переводе на привычный джиперам дюймовый размер это приблизительно соответствует 35х20R10. Диаметр, конечно не впечатляющий, но ширина резины и высота профиля, помноженные на 8, говорят о крайне низком давлении на грунт при снаряженной массе вездехода чуть более 1,1 тонны.
Отличительной чертой и «изюминкой» «Странника» является его трансмиссия: привод восьми ведущих колес, закрепленных на продольных балансирах, осуществляется с помощью четырех приводных роликов, крепящихся к двум стандартным мостам. Фактически это схема бортового редуктора с внешним зацеплением, с передаточным числом 1:3. Вся трансмиссия получается в три раза менее нагруженной, чем на стандартной «Ниве», да и крутить ей приходится не 27-дюймовые колеса, а приводные ролики в три раза меньшего диаметра, что обеспечивает надежность и долговечность в эксплуатации. Благодаря центральной системе подкачки колес регулируется сила сцепления приводных роликов с колесами, тем самым минимизируя риск поломки редукторов и полуосей обоих мостов. Более подробные характеристики можно найти на сайте производителя, а мы перейдем к впечатлениям от ходовых испытаний.
Первое, к чему надо привыкнуть, попав за руль этого зверя, кроме спартанской обстановки (что само собой разумеющееся для подобного класса машин), это рулевое управление. Необычна даже не «тяжесть» руля, после опыта езды на подготовленном «Дефендере» с неисправным ГУРом не показавшаяся мне критичной, а именно принцип руления. В отличие от легкового автомобиля, где выполнять маневр можно, поравнявшись с препятствием, для маневра крутить руль, необходимо поравнявшись с препятствием, «Странник» требует предварительного расчета траектории движения. Маневр следует начинать в нескольких метрах от самого поворота, что бы эта длинная «гусеница» успела в него войти. Далее надо «поймать» машину на выходе из поворота, чтоб вернуть ее на нужную траекторию. Руль не имеет четкого центра, что вкупе с отсутствием возвращающего реактивного усилия и большим количеством оборотов рулевого колеса позволяет «перекрутить» баранку, после чего вездеход начинает двигаться змейкой. Так как хребтовая рама ломается точно по своему центру, в повороте все восемь колес идут одной колеей: «раздвоения» следа между передними и задними осями нет, что положительно сказывается на мягких грунтах.
Следующая особенность езды на «Страннике» – непрекращающийся гул от приводных роликов. На ходу разговаривать в кабине можно лишь перекрикиваясь друг с другом. В кабине достаточно тепло от центрального тоннеля, даже при выключенной печке, что в паре с малой обзорностью заставляет постоянно держать открытыми двери, тем самым дополнительно ухудшая и без того «никакую» звукоизоляцию.
Третьей особенностью, к которой надо привыкнуть, является управление движением автомобиля. В распоряжении водителя всего две педали: газ и сцепление. Тормоза по типу велосипедных предусмотрены на центральной панели, однако они малоэффективны. Накат практически отсутствует, поэтому переключаться нужно максимально быстро и четко, благо, работа КПП это позволяет. Помимо рычага переключения передач присутствуют еще рычаг блокировки раздаточной коробки и рычаг включения пониженной передачи. В мостах установлены самоблокирующиеся дифференциалы. Трогаться лучше сразу со второй передачи, она же является основной при езде вне дорог. Повышенными передачами при маневрах приходится пользоваться редко, как и пониженным рядом трансмиссии. Тяги 1,5-литровому «жигулевскому» мотору хватает везде.
Как ведет себя вездеход на ковровых болотах, сложно описать тому, кто ездил или хотя бы пытался проехать по ним на автомобиле любой степени подготовки. После первых неуверенных опытов страх и чувство опасности исчезают напрочь! На «Страннике» можно смело отправляться в любом направлении в кроссовках и белой рубашке. Рубашку, конечно, забросает грязью из-под колес (двухдюймовые расширители по бортам легко это исправят), но ноги останутся сухими. Выходить из машины не придется ни при каких обстоятельствах. Машина с ходу форсирует водные преграды независимо от глубины, легко выходит с воды на травянистый берег, идет по пролеску с диаметром ствола до 10 сантиметров.
Есть, конечно, и минусы. В погоне за весом конструкция была максимально облегчена, что сказалось на прочности узлов подвески и кузова. От валки деревьев на лодке остаются вмятины, но это можно исправить, установив прочный отбойник, где также можно предусмотреть место для съемной электрической лебедки на 3-4,5 тысячи фунтов (более мощная способна разорвать машину пополам).
От скачков на рельефе или преодолении глубоких рвов и канав с вертикальными стенами могут погнуться валы ведущих колес, установленные на балансирах. Это приводит к контакту боковины колеса с балансиром и смещением центральной зубчатой канавки покрышки относительно приводного ролика. Конструкция явно требует усиления (производители об этом знают, но в серию изменения пока не внедрили). Погнутый вал можно выправить, сняв колесо, либо усилить, приварив металлическую косынку в основание. Ну, а лучшее лекарство – «не лихачить» на Страннике, если, конечно, такое понятие к нему применимо.
Положительная плавучесть еще не означает хороших ходовых качеств на воде. Скорость передвижения за счет собственных колес не превышает 1 км/ч при попутном ветре. Если ветер встречный, то река шириной метров 30 становится уже непреодолимой преградой: машину просто сносит обратно к берегу. При небольших глубинах можно помочь делу шестами, отталкиваясь ими от дна, как на плоту, или же установить подвесной мотор на самодельный транец. Мотор может быть даже электрическим, мощностью 3-5 л.с. В ходе теста пришла мысль изготовить быстросъемные лопасти на ступицы колес, тогда «Странник» будет похож на старый гребной пароход.
Из минусов, обусловленных конструктивными особенностями, следует отметить нелюбовь к езде по глиняным колеям и трудности при выходе из воды на лед или обледеневший берег. Это связано с характером протектора. Рассчитанная на низкое давление резина очень мягкая, а центральная часть протектора отдана для приводных зубьев. Впрочем, производители уже разработали покрышки с развитыми боковыми грунтозацепами.
После трех недель эксплуатации вездехода в самых различных дорожных и крайне внедорожных условиях, с обширной географией – от лесов и озер Припышминского национального парка до заболоченной уватской тундры, я задал себе вопрос: как охарактеризовать «Странника» одним словом? И ничего, кроме как «Скучный», не придумал. Когда проходят первые эмоции и ты привыкаешь к его неторопливому ходу и задумчивому управлению, когда внедорожные возможности перестают удивлять, адреналина совсем не остается. Это отличная рабочая лошадка для широкого круга потребителей. «Странник» найдет применение и в коммерческой сфере – для транспортировки рабочих бригад в самые удаленные участки тундры, и в охотничье-развлекательном направлении – для организации экскурсий и коллективных выездов в лес. Чего никогда не добиться от этого «кубика», облицованного алюминиевым профилем, так это увлекательных скоростных заездов на бездорожье, полных спортивного азарта. Он будет ехать везде и до последнего, хотя нам-таки удалось дважды засадить его в одном и том же месте, где мы поняли, почему ему не нужна мощная лебедка и от чего гнутся оси колес. Но это уже секреты мастерства.
До новых встреч вне дорог!

Фото автора.

Запчасти на Thermo King и Carrier: купить webasto. Молитва которая исполняет желания.

  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • Заставка_cr

    Сноумен со сноубордом

    СНОУМЕН СО СНОУБОРДОМ Какой автомобиль больше всего ассоциируется у вас с зимним временем года? Лично у меня это Skoda Yeti. Еще бы, ведь его название ...
  • IMG_9444_cr

    ЛЕД ТРОНУЛСЯ!

    Лучше «Калины», но дешевле «Самары» – так вкратце можно охарактеризовать свежеиспеченную тольяттинскую новинку, Lada Grantа. Современный, безопасный и, что самое главное, доступный автомобиль призван вернуть ...
  • focus

    Свой среди чужих

    Девять лет назад первое поколение этой модели внесло сумятицу в традиционную классификацию автомобилей на «наши» и «не наши»: Ford Focus стал первой иномаркой, собранной в ...
  • шт

    Легкий кросс и долгий тур

    Название этой модели Honda содержит намек на способность к передвижению в диаметрально противоположных дорожных условиях. «Кросс» – это бег по пересеченной местности, «тур» – увлекательный ...
  • мин

    Полюс доступности

    Бескрайний рынок новых автомобилей начинается с них – хитов бюджетного сегмента Daewoo Nexia, Lada Kalina и ZAZ Chance. Они действительно недороги: четверть миллиона за начальную ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.