Главная » Люди дела » На страже точности

На страже точности

мин

Заправляя автомобиль, каждый автолюбитель хочет быть уверенным в том, что в баке его машины окажется «правильный» объем топлива. На АЗС компании «Газпром нефть» можно не думать о количестве литров, выдаваемых топливораздаточной колонкой: все дозирующее оборудование находится под неусыпным контролем метрологов – специалистов, следящих за точностью измерений.

Кто из автовладельцев не наблюдал за стремительным бегом цифр на табло топливораздаточной колонки? Литры, десятые доли литра, сотые доли… Вот на жидкокристаллическом экране замирают нули, а из заправочного пистолета в бак стекают последние капли топлива. В этот момент каждого из нас хотя бы однажды посещал обычный, в общем-то, вопрос: а нет ли недолива?
Конечно, на дворе уже не былые времена, когда недолив горючего являлся скорее нормой, чем исключением. Но содержание авто обходится недешево и сегодня – вот почему автолюбитель вправе знать, сколько топлива он получает по факту.
Учет нефтепродуктов на АЗС волнует не только потребителя. Контроль над выдаваемым объемом топлива нужен, прежде всего, поставщику, заинтересованному в качественном обслуживании клиента. В компании «Газпромнефть-Тюмень» организацией порядка учета нефтепродуктов занимается отдел сертификации, качества и метрологии. Под надзором специалистов-метрологов находится измерительное оборудование всех АЗС компании «Газпром нефть» в Тюменской области.

КАЖДЫЙ ЛИТР НА СЧЕТУ
Любая автозаправочная станция начинается с резервуаров для хранения нефтепродуктов – больших цистерн, находящихся под землей. Сюда топливо поступает с нефтеперерабатывающих заводов для последующей реализации. Для достоверного учета поступившего и проданного топлива на АЗС применяются специальные градуировочные таблицы. В процессе градуировки резервуаров в каждой измеряемой точке производится автоматическое сопоставление и регистрация уровня, объема, скорости, температуры жидкости и среднего сдвига дозирования, получаемого из данных калибровки напорной линии. Процесс градуировки заканчивается автоматическим формированием и выдачей градуировочной таблицы. Она является своеобразным «паспортом» резервуара, позволяющим точно отслеживать содержащийся в нем объем топлива.

Согласно требованиям закона «Об обеспечении единства измерений» резервуары для нефти и нефтепродуктов подлежат обязательной поверке в соответствии с ГОСТ 8.570-00, 8.346-00. Срок действия градуировочных таблиц резервуаров – не более пяти лет. По истечении этого срока процесс градуировки необходимо проводить вновь, для чего на АЗС прибывают специалисты лаборатории метрологии и дефектоскопии.
Для составления градуировочной таблицы резервуар для хранения нефтепродуктов наполняют водой. В зимнее время в качестве рабочей жидкости используется дизельное топливо. Определение вместимости осуществляется с помощью передвижной измерительно-градуировочной лаборатории «ЗОНД», внесенной в государственный реестр средств измерений Российской Федерации. Данная лаборатория функционирует в автоматизированном цикле, исключающем влияние оператора. Это обеспечивает высокое качество работ и минимальную погрешность градуировочных таблиц.
Итак, поверка резервуаров завершена, результаты измерений запротоколированы. За их точность ручается электроника и квалифицированные специалисты. Впереди следующий этап: реализация топлива потребителю. Это значит, что на очереди – поверка топливораздаточных колонок (ТРК).
В отличие от резервуаров для хранения нефтепродуктов, ТРК устроены намного сложнее. С одной стороны, отпуск топлива через ТРК контролирует электроника. В то же время ежедневный объем топлива, выдаваемого колонкой, может составлять несколько тысяч литров. Техника работает круглосуточно, без права на «выходной». Поэтому плановый осмотр ТРК делается чаще – раз в два года. Процедура поверки проводится в присутствии представителя Государственного центра стандартизации и метрологии.
Если топливораздаточная колонка признается исправной, поверитель навешивает пломбу с оттиском в соответствии со схемой пломбирования, приведенной в документации завода-изготовителя ТРК. В случае ремонта или регулировки ТРК пломба снимается поверителем, а в журнале учета ремонта фиксируется дата и показания суммарного счетчика в момент снятия пломбы и по завершении работ. При отсутствии пломбы государственного поверителя или ее повреждении эксплуатация ТРК запрещена.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ КОНТРОЛЬ
На первый взгляд, особых сложностей в работе метрологов нет: поверка резервуаров проводится раз в пять лет, топливораздаточных колонок – раз в два года. Однако не стоит спешить с выводами.

– Сеть АЗС «Газпром нефть» в Тюменской области очень обширна, – поясняет начальник отдела сертификации, качества и метрологии компании «Газпромнефть-Тюмень» Ирина Колесникова. – Передвижная лаборатория метрологов почти всегда находится в разъездах, ведь наши автозаправочные станции расположены по всему региону. И везде нужно побывать, произвести поверку. С марта по ноябрь у метрологов «горячая» пора, ведь зимой приходится работать уже в условиях низких температур. В штате лаборатории сейчас четыре человека, сама лаборатория находится в Ялуторовске – такое местоположение является наиболее удобным: и областной центр недалеко, и трасса на Омск, где расположен наш НПЗ, близко.
Помимо АЗС, метрологи проводят поверки и на нефтебазах, и на объектах заказчиков. На нефтедобывающем Севере немало компаний с крупным автопарком, а заправки на месторождениях далеко не всегда находятся рядом. В этом случае на объекте обустраивается своя собственная мини-АЗС. Впрочем, требования к ней одинаково строгие, а значит, без помощи метрологов не обойтись. Еще большую сложность представляет процесс поверки вертикального резервуара – стоящей цистерны, высота которой может достигать 20 м. Здесь уже используются особые измерительные приборы – рулетка с лотом и метрошток.
Наконец, не будем забывать и о «промежуточном звене» между нефтеперерабатывающим заводом и АЗС – автомобилями-бензовозами. Их цистерны также требуют периодической поверки. В общем, работы специалистам хватает.

«Побывав в гостях» у метрологов, вернемся на «нашу» АЗС. Как определить, что топливораздаточной колонке требуется ремонт?
– Мы с вами еще не упомянули об операторах АЗС, – продолжает Ирина Афанасьевна. – Дело в том, что им тоже приходится выполнять функции метрологов, причем достаточно часто. В обязанности операторов входит ежесменная проверка погрешности ТРК. Для этого используются специальные приборы – образцовые мерники II разряда. Мерник такого типа представляет собой большой стеклянный сосуд, заключенный в металлический корпус. На стенках мерника нанесены тонкие риски – деления, по которым оператор определяет точный объем бензина или дизельного топлива. Для максимальной точности измерений мерник снабжен пеногасителем, позволяющим учитывать объем «чистого» нефтепродукта без пены, которая неизбежно возникает под действием напора струи топлива. Объем мерников должен быть не менее 10 л – как правило, это минимальная порция горючего, которую заказывают водители на АЗС. Оператор дважды заливает в мерник топливо, после чего определяет значение погрешности ТРК. По нормативам, она может составлять до 0,25% от объема топлива, отпущенного через ТРК. При этом погрешность может быть и в большую сторону, то есть, в пользу автовладельца. К примеру, допустимой погрешностью для объема в 10 л будет являться +/- 250 мл топлива. Это неплохая точность, которая удовлетворяет и требованиям, принятым на Западе, так как большинство топливораздаточных колонок на АЗС «Газпром нефть» – импортного производства.

Конечно, ежедневное определение погрешности топливораздаточных колонок – процедура нелегкая. Весь процесс замера проходит на улице: во-первых, этого требуют правила пожарной безопасности, а во-вторых, и прибор, и топливо должны иметь одинаковую температуру. Но объяснять операторам необходимость проверки ТРК не приходится: ведь от исправности колонки зависит настроение клиента, а значит, и репутация компании.

КАК СТАТЬ…МЕТРОЛОГОМ!
Как несложно понять из нашего рассказа, профессия метрологов к числу распространенных не относится. Сфера деятельности метрологов довольно узка, а работа почти незаметна для обывателя. Впрочем, теперь вам известно, что происходит на АЗС, когда оператор вешает табличку с надписью «пересменка»…
Стать представителем интересной и нужной профессии метролога сложно, но все-таки возможно. В идеале за плечами соискателя должна быть учеба в Федеральном Научно-исследовательском институте метрологии и стандартизации. Но профильное учебное заведение расположено в Москве, в то время как нужда в метрологах есть и «на местах». В этом случае требования к кандидатам несколько иные: высшее техническое образование (в качестве базиса, необходимого для дальнейшего профессионального совершенствования) плюс курс обучения в Академии метрологии и стандартизации (г. Екатеринбург). Выпускники Академии могут работать по профессии в любых учреждениях, где нужен контроль измерительных приборов, – в том числе, в таких крупных и перспективных компаниях, как «Газпром нефть».
Как и у представителей любой профессии, у метрологов есть свой праздник – День метролога, который отмечается 20 мая. Этот материал мы подготовили в качестве подарка людям, чья работа так важна для всех автолюбителей. Теперь-то мы точно знаем, что недолив топлива – давно отжившее явление, невозможное в наши дни.

Фото Рашида Валитова.

См. свадебная укладка http://www.trevi.club .;заборы и ограждения см. тут

  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • 5-servis

    «Пятерка» за сервис от народных экспертов

    В Тюмени 25 сентября побывали победители федеральной акции «Открытая экспертиза сервиса» из Москвы, Ярославля и Санкт-Петербурга. Они уверенно поставили «пятерку» одной из тюменских АЗС под ...
  • min

    Рейс особой ответственности

    Ярко-оранжевая табличка с зашифрованным в ней классом опасного груза, мигающий проблесковый маячок, трафаретная надпись «Огнеопасно» – не заметить на дороге автомобиль-бензовоз невозможно. Оказавшись рядом с ...
  • мин

    Качество – превыше всего

    В начале этого года тюменское сбытовое предприятие компании «Газпром нефть» приобрело новое оборудование для проведения испытаний реализуемых бензинов и дизельного топлива. Чтобы увидеть уникальные приборы, ...
  • Год «заправской стройки»

    «ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ», ГЛАСИТ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. И КАЖДЫЙ ИЗ НАС НЕ РАЗ УБЕЖДАЛСЯ, ЧТО ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ ДАЛЬНЕЙШИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ, А ЯРКАЯ, ...
  • В бой идут одни… профессионалы

    Качество автомобильного топлива определяется прежде всего технологией его производства. Но, как показывает опыт, человеческий фактор играет существенную роль даже там, где все процессы автоматизированы. Ведь, ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.