Главная » Пресс-конференция » Тюменские автошколы: от чего зависит качество обучения?

Тюменские автошколы: от чего зависит качество обучения?

С 2008 года система подготовки кандидатов в водители непрестанно реформируется. В то же время статистика утверждает, что немалая часть ДТП происходит по вине вчерашних курсантов. Насколько качественное обучение в тюменских автошколах?
21 февраля в пресс-центре газеты «Комсомольская правда – Тюмень» прошел круглый стол на тему «Кто и как научит водить авто?».

В центре обсуждения оказались наиболее насущные вопросы: как отразились нововведения последних лет на подготовке будущих автомобилистов? Стали ли наши дороги безопаснее? Гостями «Комсомольской правды – Тюмень» стали начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы управления ГИБДД ГУВД по Тюменской области Алексей Ярцев, директор автошколы «Престиж» Виктор Буторин и генеральный директор УПК «Автомобилист», заслуженный работник транспорта РФ Алексей Шукшин.

В первую очередь журналистов интересовало водительское удостоверение нового образца, обладателями которого вот-вот должны стать тюменцы. По словам Андрея Ярцева, новые «права» заменят существующие в настоящее время ВУ так называемых типов «1» и «2», которые останутся действительными до конца указанного в них срока. В новом водительском удостоверении появятся новые категории: «ВE», «СE», «DE», «трамвай», «троллейбус», а также штрих-код, дублирующий ФИО владельца, дату и место рождения, срок действия «прав». Предполагается, что это позволит избежать фактов подделки водительских удостоверений и автоматизировать процесс обращения к базам данных. Разумеется, новое водительское удостоверение будет действовать и за рубежом. А вот начало выдачи ВУ нового образца отложено с 1 марта на 1 мая. Дело в том, что аппаратно-программный комплекс для изготовления данных водительских удостоверений изготавливается на единственном заводе, который не успевает поставить оборудование во все подразделения ГИБДД. Со временем 11 таких комплексов будет установлено в областном центре и в районных подразделениях ГИБДД: в Ишиме, Абатском, Голышманово, Омутинском, Заводоуковске, Ялуторовске, Тобольске, Увате и, возможно, Нижней Тавде.
Новые «права» вне сомнения, соответствуют международным требованиям. А каков уровень подготовки автомобилистов в тюменских автошколах? На протяжении последних лет программа обучения интенсивно изменялась. Участники круглого стола высказали свое мнение на этот счет.

Виктор Буторин:
– Как вы помните, в 2008 году в программе обучения на категорию «В», которая является самой востребованной, был сокращен теоретический курс. Было 206 часов, осталось 106. Если брать в масштабах страны, то получается, что 40 процентов преподавателей оказались не у дел. Это неправильно! А, курс вождения, наоборот, был увеличен с 32 до 50 часов. В итоге произошла резкая нехватка мастеров практического вождения. Только мы вошли в нормальное русло, как в конце 2010 года опять были внесены изменения, а именно в раздел оказания медицинской помощи. Первую медицинскую помощь должны оказывать специалисты-медики, в лучшем случае фельдшер, но ни в коем случае не участник дорожного движения! Государство схитрило, убрав из названия предмета слово «медицинская», но курс по оказанию первой помощи пострадавшему в ДТП остался практически неизменным. Из него убрали лишь изучение анатомии человека. Стали больше давать практические навыки оказания помощи и навязали нам целый класс, который нужно оборудовать для проведения занятий, либо заключать договор с центром медицины катастроф, но в этом случае львиная доля средств будет уходить медикам. И это из-за 24 часов занятий!

Алексей Шукшин:
– Последние три года мы страдаем от чехарды, которая происходит в связи с изменениями программы обучения. Мы вложили большие средства в строительство автодрома, где установлены точно такие же светофоры, как на улицах города, дорожные знаки, соответствующие ГОСТу, имеется даже железнодорожный переезд, мы установили специальные видеокамеры в учебные автомобили, но, в конце концов, все эти многочисленные требования были отменены. Конечно, хуже от этого подготовка наших курсантов не стала. Считаю, что все-таки необходимо развивать свою материальную базу. В 2009 и 2010 годах мы приобрели современные тренажеры для обучения вождению, интерактивную доску, на которой можно смоделировать любую дорожную ситуацию. Очень удобно! Материал усваивается гораздо быстрее и лучше.

– Что будет со стоимостью обучения курсантов в этом году? Останется ли она на прежнем уровне или возрастет?

Алексей Шукшин:
– Вряд ли в ближайшее время нас ожидают кардинальные перемены. Хотя, не нужно забывать о том, что стоимость обучения водителей зависит от многих факторов, один из которых – это расходы на топливо, смазочные материалы и запчасти. Если стоимость на них будет расти, то вполне логично, что обучение тоже подорожает.
Еще одним фактором, влияющим на себестоимость, является хороший педагогический состав. И здесь логика проста – если мы хотим, чтобы молодых водителей обучали квалифицированные кадры, нужно платить им соответствующую зарплату. Не менее важно, чтобы курсанты учились на нормальных, хороших автомобилях, а не на разбитой «классике». Для этого нужно, чтобы автопарк постоянно обновлялся. Если учесть все эти факторы, то выходит, что на сегодняшний день реальная стоимость обучения на категорию «В» будет составлять порядка 30-35 тысяч рублей. Это самая адекватная цена.

– Все автошколы работают по-разному, из чего следует, что и курсанты получают разное образование. Как же в таком случае правильно выбрать автошколу?

Алексей Шукшин:
– Нужно навести «справки» об автошколе, что она вообще собой представляет, как учебное заведение. Например, в некоторых автошколах мастера работают на своих автомобилях, и, скорее всего, будут экономить на его состоянии, не выдавая курсантам положенного объема практики. Наличие у школы автодрома и его местоположение – тоже не последнее дело, поскольку иногда бывает, что учебный класс находится рядом с домом, а автодром расположен на другом конце города.

Андрей Ярцев:
– Если будущий курсант теряется в многообразии учебных заведений, он может заглянуть на сайт gibdd72.ru, где опубликован сводный рейтинг автошкол за 2010 год от областной ГИБДД. Там идет сопоставление количества ДТП по вине выпускников автошколы на 100 выданных водительских удостоверений. Конечно, эти показатели относительны, но примерное качество подготовки все же определить можно.

– Сколько в Тюмени хороших автодромов?

Алексей Шукшин:
– Порядка пяти. Это автодромы автошкол РОСТО, «Престиж», наш «Учебный комбинат», «Учебный комбинат» в Антипино и автошкола ВОА.
Виктор Буторин:
– Автодром автодрому рознь. Нельзя сравнивать полноценные автодромы площадью 5-7 гектаров и маленькие площадочки в полгектара. На первых можно и разъехаться, и покататься, и на деле разобраться, как поступать, находясь перед железным переездом или светофором, на втором же максимум – освоить фигуры.

– Как вы боретесь с тем, что многие инструктора не отрабатывают свои обязанности на 100%? Ведь в результате этого на дороги выходит масса неподготовленных водителей.

Виктор Буторин:
– Такая проблема существует. Предположу, что в большинстве случаев она кроется в неудовлетворенности размером заработной платы. Если зарплата преподавателя находится на низком уровне, то и желание работать в полную силу пропадает. Я это нисколько не оправдываю, наоборот, стараюсь работать с такими людьми, повысить их уровень и мотивацию. Однако, если все тщетно, значит, с человеком приходится попрощаться.

– Эту проблему обещали устранить с помощью системы мониторинга, когда в салон автомобиля устанавливается камера и весь процесс обучения записывается. Разве этого не произошло?

Виктор Буторин:
– В нашем парке только три автомобиля оборудованы по такой схеме. С помощью аудио- и видеооборудования мы можем отследить все, что происходит вокруг машины, а также внутри нее. Однако отсмотреть каждого курсанта физически невозможно, поэтому мы обращаемся к записи только в том случае, если необходимо решить какую-то конфликтную ситуацию.

– Сотрудничаете ли вы с ГАИ? Бывали ли случаи, когда сами инструктора становились нарушителями?

Виктор Буторин:
– Мы практикуем следующую систему: каждое утро перед выходом на линию всех водителей осматривает медик. То же самое происходит после завершения рабочего дня. Это позволяет проверить физическое состояние человека и не допустить нарушений по причине плохого самочувствия. Помимо этого мы каждый год проводим с мастерами практического обучения вождению техминимум, во время которого проверяем каждого на знание ПДД. Кроме того, постоянно «пробиваем» по базе данных ГИБДД нарушения, совершенные нашими инструкторами.

– Может ли ГИБДД повлиять на процесс обучения, к примеру, если по статистике из 100 выпускников 90 стали виновниками ДТП?

Андрей Ярцев:
– Мы можем направить информацию в автошколы, чтобы руководитель принял соответствующие меры, мы также можем обратиться в лицензирующий орган – департамент по образованию Тюменской области. И мы это делаем. Ежемесячно проводится анализ ДТП, совершенных водителями со стажем до трех лет, которые являются выпускниками конкретных автошкол.
Алексей Шукшин:
– К нам приходят учиться, как минимум в 18 лет, в этом возрасте человек уже является сформировавшейся личностью. Я уже не смогу его изменить. К тому же ни в одной школе не учат курсантов нарушать правила. Большинство из них потом сознательно нарушает ПДД.
Андрей Ярцев:
– Мы не раз пытались выяснить, что послужило причиной ДТП в том или ином случае, вызывали виновников аварии в управление ГИБДД, беседовали, спрашивали: «Вы знали, что вы едете на красный свет?», «Вы догадывались о том, что из-за остановившегося перед пешеходным переходом могут выйти люди? Вас предупреждали об этом в автошколе?». Практически все отвечают «да». Они видели, знали, предполагали. «А почему поехал?» В ответ типичная фраза, мол, так получилось. В действительности не знали ПДД лишь пять процентов опрошенных. Суть не в качестве подготовки, а в пренебрежении правилами дорожного движения.

– Сейчас некоторые автошколы предлагают курсы экстремального вождения. Насколько они полезны для новичков?

Алексей Шукшин:
– Для начинающих водителей эти курсы абсолютно бесполезны. Человеку, который впервые сел за руль, самое главное – это не лихачить, а научиться грамотно управлять автомобилем, правильно трогаться с места, перестраиваться и поворачивать налево. Так что изучение азов должно быть первостепенным. Вот я, например, управляю автомобилем с 1972 года, и мне эти курсы контраварийного вождения не потребовались ни разу. Чтобы не попасть в экстремальную ситуацию, нужно просто ездить аккуратно. Понимаете, если машину вдруг понесло в занос на гололеде – никакие курсы не помогут новичку. Здесь нужно суметь правильно среагировать, а это приходит только с опытом. А вот для водителей, работающих в спецслужбах, таких как «Скорая помощь», милиция, МЧС, или для людей, увлекающихся гонками, такие курсы могут быть очень полезны.

– Нынешняя зима показала, что наши водители абсолютно не умеют ездить в гололед. Как быть с этой проблемой?

Алексей Шукшин:
– Чтобы быть более подготовленным водителем, эффективнее всего обучаться вождению именно в зимнее время. Курсанты еще в период обучения начинают понимать, как вести себя на скользкой дороге. Впрочем, и летом существуют свои нюансы, ведь в дождливое время дорожные условия также меняются и поверхность дороги может быть очень скользкой. Здесь нет однозначного рецепта, наверно, в этом случае аккуратность должна быть превыше всего.
Виктор Буторин:
– Еще в то время, когда я сам только-только начал обучаться мастерству вождения автомобилем, инструктор сказал мне как-то мудрую фразу: «Если хочешь ездить без аварий – дружи с головой и не переоценивай свои возможности».
Алексей Шукшин:
– Вот это верно. Так что новичкам совет один: соблюдайте правила, ездите аккуратно, прогнозируйте ситуацию, и все будет хорошо.

«Мы построили автодром со светофорами и ж/д переездом, установили видеокамеры в автомобили, а потом эти требования вдруг отменили»

«Ни в одной школе курсантов не учат нарушать ПДД. Большинство из них делает это потом сознательно»

«я, например, управляю автомобилем с 1972 года, и мне эти курсы контраварийного вождения не потребовались ни разу»

Фото Алексея Сумика.

фильтр пассат

  • Рекомендуем прочесть похожие записи

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.