Главная » Актуально » ГЛОНАСС: будущее наступило?

ГЛОНАСС: будущее наступило?

IMG_9627

С 1 января 2011 года весь парк пассажирского транспорта в России должен быть оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Перспективам использования ГЛОНАСС в транспортной сфере была посвящена пресс-конференция, организованная агентством «РИА Новости».

Мероприятие собрало руководителей тюменских предприятий, работающих в сфере навигационных технологий. Также пресс-конференцию посетил бизнес-аналитик, специалист Центра навигационно-информационных технологий (г. Москва) Сергей Пальчиков. В течение полутора часов участники круглого стола рассказывали журналистам о развитии навигационного рынка России в целом и Тюменской области в частности.
Отметим, что тема ГЛОНАСС нам уже знакома: два года назад Autotop публиковал отчет с подобной пресс-конференции. Что изменилось за это время?

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ГЛОНАСС

Во-первых, появилась законодательная база для использования ГЛОНАСС в гражданских целях. В 2009 году был принят федеральный закон «О навигационной деятельности», регламентирующий установку ГЛОНАСС на автомобили служб экстренного реагирования и пассажирский транспорт. Отметим, что дата, с которой ГЛОНАСС станет обязательным (1.01.2011), была в законе изначально. При этом муниципалитеты получили право досрочной установки системы спутниковой навигации на ведомственные автомобили по собственному желанию. В результате во многих российских городах часть государственного транспорта уже контролируется спутниками.
Во-вторых, благодаря целевому финансированию проект ГЛОНАСС удалось вывести из глубокой стагнации, в которой он находился в течение предыдущих лет. 22 спутника, составляющие ГЛОНАСС, формально обеспечивают покрытие всего земного шара. Правда, говорить о том, что в космосе у нас порядок, еще рано. Не так давно три спутника «ушли» с орбиты, затонув после этого в Тихом океане.
Наконец, интерес первых лиц государства к стратегической разработке также дал о себе знать. В 2009 году началась популяризация системы ГЛОНАСС, в связи с чем эта аббревиатура стала ближе широкому обывателю.

СПУТНИКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЙСТВИИ

Затратив огромные средства на возрождение российской спутниковой системы, государство теперь хочет получить часть из них обратно. Понятно, что вслед за пассажирским транспортом ГЛОНАСС станет обязательным для грузовиков и ведомственного легкового транспорта. Частный легковой парк (на сегодняшний день – свыше 30 млн машин) «трогать», естественно, никто не будет – такая мера в достаточной степени противоречила бы Конституции. Однако известно, что АвтоВАЗ планирует серийно устанавливать ГЛОНАСС на модели Kalina и Priora уже со следующего года.
По словам Сергея Пальчикова, рынок навигационных технологий в ближайшее время покажет большой рост. Так, чистая прибыль ведущего российского холдинга отрасли ОАО «Концерн «РТИ Системы» в 2010 году составила 1,5 млрд рублей, а величина активов – 13,5 млрд.
Впрочем, есть смысл отвлечься от цифр. Всех автолюбителей, по большому счету, интересует лишь один вопрос: какую пользу принесет внедрение ГЛОНАСС?
Сергей Пальчиков предоставил журналистам возможность увидеть работу ГЛОНАСС в действии. На проекционном экране внезапно возникла картинка какого-то города, снятого со спутника. «Перед вами вид Казани в режиме реального времени», – пояснил Сергей Пальчиков. – А теперь смотрите на эти кружки. Знаете, что это? Автомобили ДПС города Казани. Вот их маршруты – мы можем видеть, кто куда движется».
Сергей Пальчиков тут же оговорился, что подобная информация, конечно, не для открытого доступа. «Отслеживать автомобили милиции будут в Управлении ГИБДД. Контролировать автобусы – в ПАТП. В результате техника и люди будут работать без простоев, имеющих место сейчас».
Мнение Сергея Пальчикова поддержал Андрей Дергоусов, директор компании «76 Ойл Тюмень», имеющей большой опыт в установке комплексов навигации на транспорт. «Я вам объясню выгоду каждой конкретной категории граждан, – заявил Андрей Борисович. – Предприятие – неважно, государственное или коммерческое – снижает расходы на топливо. Почему? Во-первых, с помощью ГЛОНАСС можно оптимизировать маршрут движения. Реальный расход «Газели», например, снижается на 3-5 л. Во-вторых, и это едва ли не главное, исчезает риск продажи водителями топлива «налево». Зачем скрывать очевидное: и «автобусники», и дальнобойщики занимаются этим. Так было всегда, но это ведь ненормально. Я считаю, что работать нужно по совести. Предприниматель имеет право знать, где находится его машина и груз. Представьте случай: хозяин «КамАЗа» отправил грузовик в Питер. Водитель звонит и говорит, что попал в аварию под Тобольском. Как он там оказался? Заехал к теще на блины?..».
Объяснил Андрей Дергоусов и выгоду пассажиров общественного транспорта. Получая лицензию на пассажирские перевозки, владелец автобуса обязан провести на линии определенное количество времени. С «частником» проблем, в принципе, нет: он своего не упустит. А вот водитель муниципального автобуса получает оклад – соответственно, он может выехать на маршрут, а может и не выехать. Опять же, положа руку на сердце, проблема не надуманна.
С развитием прикладных «ветвей» системы ГЛОНАСС, отметил технический директор ООО «СибНПО» Виталий Неберекутин, пассажиры будут иметь возможность наблюдать за расписанием движения автобусов в режиме он-лайн. На остановках будут размещены специальные табло, показывающие время прибытия автобуса.

К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ГОТОВЫ НЕ ВСЕ

Внедрение ГЛОНАСС, считает Андрей Дергоусов, сродни принятию закона об ОСАГО. «Споров много, никому не нравится, но дело нужное», – резюмировал Андрей Борисович, и тут же огорошил собравшихся статистикой: «99% водителей сейчас против ГЛОНАСС. Им же придется перестраиваться, нужно будет работать хорошо. В этом плане полезным было бы мотивировать людей к качественной работе. На моей памяти только один водитель (здесь важно понимать разницу между водителем – наемным лицом – и руководителем предприятия, – прим. Autotop) был рад установке в его машину спутникового комплекса. Он работал на мусоровозе и столкнулся с такой ситуацией: после вывоза мусора на него постоянно жаловались жильцы одного из домов. Стали разбираться, и оказалось, что после того как он опустошал баки, рабочие со стройки тут же выносили горы мусора».
Косность мышления отдельных руководителей также вызывает недоумение, как рассказали специалисты. «Кто-то ставит систему «для галочки», а как она будет работать – для него даже не имеет значения, – делится Максим Евтюхин, коммерческий директор ООО «Технология-Тюмень». Мнение коллеги поддержал Сергей Пальчиков, не понаслышке знакомый с ситуацией в других городах. «Все в руках городских администраций. В Сочи установили ГЛОНАСС на 100 автобусов, а по факту подключены 22. А в Курске 1200 автомобилей – весь пассажирский транспорт плюс государственные машины – оборудованы ГЛОНАСС, и на всех система реально работает».
Контроль за транспортом может послужить безопасности дорожного движения. «Что дает ГЛОНАСС в этой сфере? Можно отслеживать нарушения ПДД. Можно следить за тем, сколько часов в сутки отдыхает дальнобойщик и отдыхает ли он вообще». Андрей Дергоусов в этой связи вспомнил случай, когда к нему обратилась ГИБДД, чтобы определить степень вины в ДТП водителя грузовика по треку (распечатке) движения автомобиля.

ГЛОНАСС ПРОТИВ GPS

Разумеется, специалисты не преминули сравнить российскую спутниковую систему с американской. Что ни говори, «джи-пи-эс» нам уже хорошо знаком – этой системой пользуется сегодня каждый автолюбитель, имеющий навигатор. А когда же мы перейдем на ГЛОНАСС?
На первый взгляд, говорить о конкурентоспособности российской разработки преждевременно. ГЛОНАСС проигрывает заокеанскому оппоненту как минимум по двум параметрам: доступности и точности измерений. Так, стоимость модуля GPS составляет около 200 рублей (речь идет о передатчике, являющемся частью бортового комплекса системы), а модуля ГЛОНАСС – почти 2 тысячи рублей. Погрешность в идентификации местонахождения объекта составляет 5-10 м у американской системы и до 20 м – у нашей. И то, и другое, в общем-то, не секрет.
По словам Сергея Пальчикова, эти данные можно считать «условно верными». «Я вам сейчас скажу одну вещь, которой вы не найдете в интернете, – заинтриговал журналистов Сергей Владимирович. – Дело в том, что ГЛОНАСС может определять координаты с точностью до нескольких сантиметров. Просто у системы есть протоколы для «гражданских» замерений, а есть для оборонных. В будущем точность можно будет «подтянуть» до уровня, лучшего, чем у GPS. Не забывайте, что система-то до конца не рассекречена» (что, возможно, все-таки к лучшему, – прим. Autotop).
Эта же засекреченность мешает снизить цены на отечественные навигационные комплексы. Сделать ГЛОНАСС доступнее можно двумя путями – собирать модули, к примеру, в том же Китае либо на порядок увеличить объем выпуска продукции. Первый вариант отпадает по понятным причинам. Второй вариант уже начинает реализовываться: в уже упомянутом нами законе четко прописано, что у государственных структур возможности выбора между ГЛОНАСС и GPS не будет.

УЧИСЬ, ГЕРМАНИЯ?

Как и всякий амбициозный проект, ГЛОНАСС в последнее время успел «обрасти» излишним пафосом, что в полной мере признали и участники круглого стола.
Однако говорить о нем, как о «пустышке», не стоит. Любопытный факт, свидетельствующий о потенциале прикладного использования ГЛОНАСС, привел Сергей Пальчиков. Оказывается, наша навигационная система будет сильна в первую очередь картографией. «У нас подписаны договора с Росавтодором и Росреестром о безвозмездном предоставлении данных. Как только где-то сдается в эксплуатацию новый участок дороги или где-то устанавливается новый дорожный знак, мы фиксируем это у себя на картах. Представьте себе, что в такой развитой стране, как Германия, порядок иной: обновление карт происходит раз в два года».
Конечно, это лишь частный случай нашего превосходства – довольно сомнительного, кстати. Редкая «прошивка» карт говорит прежде всего о том, что дорожная сеть Германии близка к идеальной. А еще там практически победили пробки…
Впрочем, право на критику имеет лишь тот, кто способен сделать нечто лучшее. В отличие от мира машин, в космосе разнообразия флагов пока нет.

Фото Юрия Шестака.

Подъемно-транспортная техника: Выкуп погрузчиков. Современный электропогрузчик.;ремонт брелков автосигнализации

  • Рекомендуем прочесть похожие записи
  • 1235_cr

    СТАРОЕ НОВОЕ ТАКСИ

    СТАРОЕ НОВОЕ ТАКСИ «Шашечки наголо», или как новая реформа чуть не «раздела» тюменских таксистов Реформа в сфере таксомоторных перевозок может оставить законопослушных таксистов практически без ...
  • 88cc2484d4f9b170-original_cr

    ПОКУПАЯ АВТОНОМЕР, ИЛИ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ОБМЕНЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ НА РЕГИСТРАЦИОННЫЕ

    ПОКУПАЯ АВТОНОМЕР, ИЛИ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ОБМЕНЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ НА РЕГИСТРАЦИОННЫЕ Алексей Кузнецов Во многих странах мира продажа автомобильных номеров считается занятием ничуть не ...
  • 1

    ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ

    ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ «До Нового года осталось…» …да практически ничего уже не осталось: пять, четыре, три, два, один, и – вот он, Новый год. Если ...
  • Падал первый снег

    Если точнее, то не падал, а был заботливо уложен погрузчиком на площадке перед Дворцом спорта. «Заказчиком» зимы в середине октября выступила Госавтоинспекция Тюменской области, пригласившая ...
  • 06-07-1

    ГИБДД информирует

    В июле в Тюмени была изменена схема организации дорожного движения на участке совмещенного моста в районе Т-образного перекрестка ул. Мельникайте и Дамбовской. Этот перекресток относится ...

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.